Очевидно, что коньки
беговые предпочтительнее хоккейных (имеются в виду коньки для русского хоккея
— у них более прямой полоз). Необходимо продумать и специфику прикрепления
(клепки) беговых коньков: специалисты-клепальщики обычно привлекают коньки для
участия в соревнованиях на стадионе и бе. га по повороту, то есть при этом
носки правого и левого коньков смещаются в левую сторону относительно оси
ботинка. Коньки для длительных переходов должны быть приклепаны симметрично, с
совпадением проекции полоза конька с линией, соединяющей ось пятки и плоскость
между большим и последующим пальцами стопы (в ботинке). В любом случае на группу
необходимо иметь пару запасных (универсальных по размеру) коньков и брусок для
снятия с полозьев заусенцев и небольшой правки коньков: при хорошей стали
заточки коньков хватает на несколько дней.
Еще один совет по
преодолению небольших замерзших трещин —их гораздо удобнее пересекать не под
прямым углом или перескакивать.
В зависимости от
сложившихся условий можно ориентироваться на сроки проведения пробегов на
участке побережья от Сахюртэ до Лиственичного с подъездом на автобусе из
Иркутска в течение одного дня (в этот же вечер можно пройти несколько десятков
километров, прихватив и темное время): от Сахюртэ — 5 дней, от Бугульдейки — 3
дня, от Большого Голоустного — 1 день.
Лыжные, пешие и
смешанные походы и переходы увлекательны и перспективны. Ледовая обстановка на
байкальском море —сложный и непрерывный процесс, поддающийся в конечном итоге
учету и даже прогнозу. Но пока для него нет атласа зон сжатий и разряжений
льда, толщин льда с указанием границ между ними, трудно сказать, какое средство
передвижения выбрать для какого-то направления движения. Если достаточно
определенно можно сказать, что беговые коньки наиболее идеально подходят для
многодневных пробегов, то не менее категорично можно утверждать, что для
преодоления всторошенных полей они совершенно непригодны. В случае поломки
инвентаря группа либо продолжает маршрут пешком, либо прекращает его. К
примеру, на основании предварительных опросов местных жителей острова Ольхон,
работников гидрометеостации «Ушканьи острова» и управления ГМС одна из первых
групп в многодневном походе (руководитель Л. Лапшин) основным средством передвижения
выбирала коньки и дополнительно — лыжи. И если уж говорить о коньках, то
хоккейные более приемлемы для пересечения торосов, хотя на практике для больших
полей все технические средства мало пригодны, перед ними обычно снимают и
лыжи, и коньки.
А как досадно, что в
рюкзаке нет коньков в лыжном походе, когда впереди, насколько хватает взгляда,
расстилаются сверкающие на солнце безбрежные зеркала «гологлядки». Однако выход
есть и в этом случае: очень остро заточенные лыжные палки позволяют «на руках»,
«силой» довольно быстро перемещаться на большие расстояния на лыжах. Лишь один
момент стоит выделить совершенно определенно: для всех видов передвижения применение
нарт или саней дает значительную экономию сил при перевозке личного и коллективного
груза, особенно с парусом.
На гологлядке даже
пешком идти непросто, по примеру местных жителей многие группы применяют прикрепляемые
к обуви пластины с шипами — базлыки. И все же предоставим группам самим решать
этот непростой вопрос.
Независимо от длины
линейные маршруты вдоль берега классифицируются как маршруты 1-й—2-й категории
сложности, а включающие в себя пересечение озера — 3-й категории сложности.
Дальше приведены некоторые
рекомендуемые маршруты разных категорий сложности.
|