Некоторые рекомендации по подготовке и проведению
путешествий на воде
Перед тем, как
отправиться на Байкал в путешествие, необходимо тщательно подготовиться. Только
тогда оно может быть интересным и безопасным. Не будем останавливаться на
деталях общефизической и технической подготовки, которые приводятся в
специальных пособиях. Особое внимание обратим лишь на необходимость закаливания.
Суда для группы следует
подбирать одного класса, чтобы скорость плавания позволяла идти всем вместе долгое
время, причем каркас у судов должен быть лучше деревянный — проще
ремонтировать. В любом случае желательно иметь один катамаран — судно более
мобильное и ходкое, которое в трудных условиях позволяет осуществить быструю
разведку, радиальные выходы с разнообразными целями, а самое главное — в
случае необходимости оказать быструю помощь экипажам других судов.
Фартуки должны быть
изготовлены независимыми на случай оверкиля, спальные мешки, личные вещи и
прочее намокающее снаряжение должны быть упакованы в герметические мешки, для
всех участников обязательны спасжилеты, а вот каски не нужны совсем. Зато
необходимы хотя бы одни на судно болотные сапоги с длинными голенищами: они
незаменимы при швартовке и проводке судов по распространенной на Байкале
крупногалечниковой и глыбовой литорали (мелководье), особенно в непогоду при
низкой температуре воды. В меньшей степени на биваке, в большей — в маршруте
необходима теплая шерстяная одежда: свитера, шапочки, нижнее белье, носки.
Нет необходимости в пиле
и большом топоре: на берегу почти всегда можно быстро набрать в необходимом
количестве плавник, за исключением особо популярных мест побережья. Из
рыболовного снаряжения с собой следует взять один-два спиннинга на группу, по
удочке на каждого участника, обманки — искусственные мушки, на которые хорошо
ловится хариус. В бухтах больших заливов на блесну хорошо ловится окунь.
Отправляясь в
путешествие, следует учитывать направления постоянных течений, направление
господствующих ветров и долгосрочные прогнозы погоды, которые можно запросить
или получить в Иркутском гидрометцентре. Начинать маршрут надо с испытания
судов, устранения неисправностей и отработки взаимодействия, и делать это лучше
на спокойной воде, в заливе, бухте. Затем желателен тренировочный выход без
груза вдоль берега Байкала на несколько часов.
Выходить следует как
можно раньше, так как по опыту в ранние часы погода более спокойна и волнение
невелико. К полудню волнение, как правило, усиливается, и беспокойное время от
12 до 16 часов можно использовать для
обеда, отдыха и пеших выходов. Дневной переход не должен превышать 40 км, чтобы оставшееся
время посвятить осмотру
интересных участков берега, островов, подъема на обзорные и панорамные
пункты.
С точки зрения безопасности
идти следует на расстоянии не более 150—200 м от берега, внимательно осматривая
прибрежное дно, на котором могут встретиться надводные и подводные камки, особенно
около галечных мысов. Уже по этой только причине не следует «облизывать» каменистые
мысы; у сильно выступающих мысов
даже в относительно спокойную погоду наблюдается усиление ветра и волнение.
Учитывая то, что на воде
расстояние скрадывается примерно в 4—5 раз, срезать направление от мыса к мысу
необходимо крайне осторожно, особенно при волнении, постоянно наблюдая за
состоянием погоды. Несмотря на теплую погоду, на парусных
быстроходных судах лучше
находиться в шерстяной одежде и обязательно в спасжилетах.
На случай разброса судов
обязательно надо иметь бинокль и желательно ракеты, чтобы поддерживать экстренную
связь. В устьевых участках рек, например на Ярках, бывают сильные, почти
мгновенно образующиеся туманы, поэтому на судах должны быть компасы. Если
компаса нет, лучше отсидеться на берегу.
Особое внимание хочется
обратить на заботы о сохранении природы, и прежде всего при выборе места
устройства биваков и ночлегов. Необходимо максимально использовать уже
применявшиеся в этих целях площадки. В случае остановки на новом месте
спланировать размещение бивачных устройств очень компактно, с нанесением как
можно меньшего ущерба растительности и ландшафту. Костер и очаг должны отвечать
требованиям пожарной безопасности, и в этой связи хочется привести пример из
личной практики. Как-то в походе по Байкальскому хребту, тщательно залив
обеденный костер на каменистом берегу притока Куркулы и пройдя около 10 км изматывающего пути по
курумам, мы случайно оглянулись и не поверили своим глазам: над местом обеда
синим «джином из бутылки» колебался на фоне зелени кедров столб дыма. Побросав
рюкзаки, мы рванули назад по остроконечным надолбам курумов. Два часа пришлось
бороться с огнем. Довольно быстро выяснилось, что на первый взгляд надежная
галька на большую глубину переслаивалась торфом и органическими остатками,
огонь по ним быстро распространялся вширь. Спасла в этой ситуации близкая
вода.
|