Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.03.2024, 17:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Здравствуй, Байкал! ч.1


Туризм и спорт на зимней акватории Байкала -1
Глава 5
ТУРИЗМ И СПОРТ НА ЗИМНЕЙ АКВАТОРИИ
...а зимнею порою мерзнеть Байнал начинаю­ще около Крещеньева дни, и стоит до мая ме­сяцы около Николина дни, а лед живет в тол­щину По сажени и больше, и для того ходят зимнею порою саньми и нартами...
Николай  Спафарий.
 
Краткий обзор развития
Со времени появления человека на Байкале и до наших дней ледовые просторы сурового моря эффек­тивно используются для прокладывания транспортных путей, причем в самых различных направлениях. И сегодня для некоторых участков его побережья сообще­ние по льду если не единственное, то самое быстрое и надежное средство коммуникации, ведь озеро предо­ставляет такую возможность более 100 дней в году в южной части и около 130 — в северной.
Эту особенность широко использовала в период ос­воения Байкала казацкая вольница. В 1646 г. служилые люди Василия Колесникова впервые обследовали земли в его восточной части, выйдя из Верхнеангарского ост­рога на юг по прибрежной части, при этом транспорт­ным средством у них были нарты. В «Расспросных ре­чах» казака Москвитина рассказывается, что путь проле­гал по голому льду Байкала, в спину дул студеный ветер, чем незамедлительно и воспользовались, установив на картах паруса. Путь до Баргузинского Култука занял четыре недели, потому что при отсутствии ветра нарты приходилось перемещать «своею силою». Зимой 1647— 1648 годов Иван Похабов, имея в тылу основной отряд в Култукском остроге, с 14 казаками на лыжах встал на лед Байкала и направился в Монголию.
Когда началась оживленная торговля с Китаем в 17 веке, более удобного места для транспортировки драгоценных товаров — мягкой рухляди — одной сто­роны, и шелков и чая — с другой,— чем зимний Байкал, не оказалось. Объем перевозок через Байкал с года­ми неуклонно возрастает, толчок дает начавшееся хо­зяйственное освоение Забайкалья, а затем и Дальнего Востока, причем освоение идет так активно, что строи­тельство надежного и непрерывного, постоянного сред­ства сообщения — Кругобайкальской железной доро­ги— становится неизбежным. С ее постройкой в 1905 г. проблема широтного транспортного пути в южном При­байкалье была решена.
Ко оставалось северное. Изыскания северного про­хода над Байкалом, поиски лучших вариантов Байкало-Амурской магистрали, прерванные войной 1941—1945 гг., были продолжены немедленно после ее окончания. В это время перед базой экспедиции БАМпроект, находя­щейся в Иркутске, ставится задача заброски по льду Байкала автотранспортом большого количества грузов на трассе Иркутск — Баяндай — Еланцы — Купара — Нижнеангарск. Первую колонну «ЗИСов», усиленную одним «Студебеккером», собирали и готовили зимой 1947 г. словно в бой: на лед Байкала впервые должна была въехать автомашина. Пугали и сарма, и страшные в своем роковой неотвратимости трещины, для преодоления которых были заготовлены переездные трапы из толс­тых плах, длиной 6 м, с шипами. Первый рейс не обо­шелся без материальных потерь, но он показал, что с ледовыми причудами Байкала в то время можно было справляться. Опыт БАМпроекта был использован внача­ле Байкалзолотом, а затем «Большим» БАМом: с на­чала семидесятых и вплоть до пуска его в постоянную эксплуатацию большой объем грузов был переброшен зимами по ледовой дороге Усть-Баргузин — Нижнеангарск. В наши дни автотрассы вдоль байкальских бере­гов — обычное дело. Можно сказать, что за исключе­нием немногих участков от Слюдянки до Нижнеангарска вдоль западного побережья ежегодно действует большой ледовый путь, за который, к большому сожа­лению, Байкал систематически взимает дань: всего ко­варства батюшки Байкала, особенно в весенние ме­сяцы, предусмотреть невозможно. Тем не менее, после ледостава жизнь на слепящих просторах постоянно ки­пит: снуют легковые и грузовые автомашины, мото­циклы. Ко такая практика должна уйти в прошлое, так как несомненно, что ледовая трасса экологически вред­на для озера.
Категория: Здравствуй, Байкал! ч.1 | Добавил: anisim (06.09.2011)
Просмотров: 1734 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>