Уже первые спортивные
походы по акватории использовали все преимущества, предоставляемые байдарками.
Так, в августе 1959 г.
восемь москвичей под руководством Юрия Павлова высадились с парохода
«Комсомолец», курсировавшего по Байкалу, на Большом Ушканьем острове. Впереди
неизвестность: в московском городском клубе туристов не оказалось ни одного отчета
о путешествиях по Байкалу, ни одного пособия, которое отметило бы специфику
плавания по нему.
С трудом удалось найти
лоцию, были приняты и особые меры предосторожности — фартуки для каждого из
трех гребцов были смонтированы независимыми на случай оверкиля. Август — месяц
на Байкале наиболее теплый и с меньшим количеством бурь. Используя самодельные
паруса, туристы достигли Верхнего изголовья полуострова Святой Нос, бухты
Змеиной в Чивыркуйском заливе, пересекли его в направлении бухты Крохалиной и завершили
первую часть путешествия длиной в 160 км вдоль восточного побережья в центре Баргузинского
заповедника — поселке Давше.
Здесь вновь погрузили
зачехленные суда на «Комсомолец» и выгрузили в Нижнеангарске, откуда начался
300-километровый «спуск» на юг, вдоль западного побережья. С мыса Покойники
была запланирована «вылазка» на перевал Солнцепадь, в верховья Лены, на
котором их ждал сюрприз — записка в туре, из нее явствовало, что полтора месяца
назад здесь прошла группа москвичей под руководством Юрия Фадеева, чтобы отсюда
сплавиться на байдарках вниз по Лене. Закончилось увлекательное путешествие в
Онгурёнах, куда москвичи вновь подгадали к приходу «Комсомольца». Стоит отметить,
что, сами того не ведая, москвичи прошли свой маршрут с использованием главных
течений Байкала.
Массовый выпуск легких
разборных судов вначале типа двух-, трехместных «Салютов», а затем и «Тайменей»
с комплектом парусов и съемных поплавков позволил снять проблему доступных и
безопасных судов. В комплект парусного универсального вооружения, пригодного
как для «Тайменя», так и «Салюта» двух- и трехместной модификации, теперь
входят паруса площадью 4— 4,5
кв. м (туристский и спортивный варианты), складная
телескопическая мачта, два надувных поплавка емкостью по 75 л, дюралевые балочки и
шверцы с крепежными элементами. Такая экипировка позволяет при хорошем
попутном ветре проходить в день по 80— 90 км, другими словами, при благоприятных
обстоятельствах байкальскую кругосветку по воде можно совершить в один отпуск!
Парусное вооружение
нетрудно сделать и самому, и в таком случае достаточно безопасное плавание в
средний ветер, а в тяжело загруженном состоянии и в сильный, когда на воде
появляются первые барашки, обеспечивают два треугольных паруса, фок и грот
площадью соответственно 2 и 1
кв. м. Мачты из дерева устанавливаются в металлические
стаканы, закрепленные в начале и конце кокпита, что позволяет в байкальских
условиях легко убирать их на ходу. При сильном ветре можно идти под одним
фоком, передним парусом, а при шквалах достаточно протравить шкоты, чтобы паруса
обезветрились, заняв флюгерное положение.
В настоящее время
конструкторская самодеятельная мысль развивается как в направлении совершенствования
судна путем строительства каркасно-надувных байдарок, обеспечивающих меньший
вес и большую непотопляемость судна, так и создания принципиально новых типов
судов с несколькими секциями — катамаранов, тримаранов и плотов, имеющих повышенное
парусное снаряжение.
Для путешествий на
Байкале практикуется и применение подвесных лодочных моторов на байдарках:
иногда их ставят между двумя байдарками, в этом случае при оборудовании палубы
можно получить довольно комфортное и надежное судно, своеобразный катамаран,
иногда ставят на головную байдарку (с дополнительным оборудованием кормы под
транец), которая может буксировать за собой семейную флотилию до трех байдарок.
|