Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 25.04.2024, 08:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирь в описаниях европейцев XVIII в.


Известия шведских военнопленных (Врех, Ренат, Мюллер). Вебер - 7
Вебер включил в свою книгу записки шведского дра­гунского капитана Бернгардта Мюллера «Жизнь и обы­чаи остяков», вышедшие потом отдельным изданием в Берлине в 1720 году.
О жизни Мюллера нам почти ничего не известно. Вебер сообщает лишь, что рукопись записок была им получена в Петербурге. Ссылаясь на дату посвящения (Мюллер посвятил свой труд Екатерине Алексеевне), Вебер приходит к выводу, что Мюллер закончил свои записки 12 декабря 1716 года.
Сам Мюллер в обращении к читателю указывает, что он находился в свите митрополита Сибирского и Тоболь­ского Филофея Лещинского и сопровождал его в поезд­ках, предпринятых с целью обращения остяков в хри­стианство: «Митрополит Сибири... был мне так склонен, что взял меня в свою свиту, когда он перевел эту убогую нацию из язычества в христианское крещение. В таком далеком путешествии я большую часть своей реляции составил сам, остальное узнал от людей, которым я мог всецело доверять».
Большинство исследователей Сибири считает, что записки Мюллера целиком или в значительной степени заимствованы у Г. Новицкого. Так, например, Л. Майков в результате анализа труда Мюллера приходит к выво­ду, что между ним и записками Новицкого существует теснейшая связь, и порой Мюллер дословно переводит Новицкого. Такой же точки зрения придерживается и С. В. Бахрушин, считающий труд Мюллера попросту переводом записок Г. Новицкого.
С подобными утверждениями трудно не согласиться. Само расположение материала в записках Г. Новицкого и Мюллера почти идентично. В «Кратком описании о на­роде остяцком» (1715) Г. Новицкий в первой главе, со­держащей 18 параграфов, дает общие сведения о Сиби­ри вообще и о районе, заселенном остяками. Начинается она с описания границ Сибири и ее естественных бо­гатств. Новицкий говорит о наличии в Сибири руд же­лезных, медных, свинцовых, серебряных, пишет о камен­ном масле и мускусе, о мамонтовой кости и пытается объяснить происхождение последней. В параграфах 6—9 сообщаются исторические сведения, почерпнутые из Си­бирской летописи Саввы Есипова, дается описание Но­вой Земли. В последних параграфах главы (16—18) Новицкий рассказывает о том, что ему известно о проис­хождении остяков, о переселении их из Пермской земли, о происхождении названия остяков. Глава вторая «Крат­кого описания...» Г. Новицкого содержит материалы, ха­рактеризующие «житие, обыкновения гражданства и прочие», описывается обычай дачи имени новорожденно­му, обряды, сопровождающие рождение ребенка, сооб­щаются сведения о жилищах, домашней утвари, заня­тиях остяков, их одежде, общественном устройстве.
В третьей главе описываются верования остяков и их идолы: Старик Обской, Гусь Кондийский и другие, а также обряд служения этим идолам. В главах 4—8 опи­сывается история крещения остяков.
Аналогично расположен и материал в книге Мюлле­ра. В первой главе «О положении королевства Сибири и происхождении остяков» дается историческая оправка о Сибири до завоевания ее Ермаком, в основном совпадаю­щая с записками Г. Новицкого, сообщается об естествен­ных богатствах: рудах, хрустале, мускусе, каменном мас­ле и мамонтовой кости, далее следует ряд указаний о географическом расположении Сибири и мест, населен­ных остяками, о происхождении их.
Вторая глава книги Мюллера повествует об образе жизни остяков, о том, как давали имена, о воспи­тании детей, пище, жилищах, передви­жение, о ткачестве из крапивы, одежде, заключении контрактов, о беспорядочной и бедной жизни остяков, болезнях, мно­гоженстве, обрядах сватовства, раз­воде, рождении детей, оружии, по­гребальных обрядах. Третья глава у Мюл­лера, как и у Г. Новицкого, посвящена религии остяков и описанию идолов. В четвертой главе «О начале обра­щения остяков в христианскую греческую религию» со­общается о миссионерской деятельности Филофея.
Насколько близок текст записок Мюллера и Новиц­кого показывает сопоставление отдельных параграфов этих двух сочинений. Мюллер, например, дает следую­щее описание одежды остяков: «Женский пол имеет из-за отсутствия льна мало упражнений. Но они умеют об­рабатывать крапиву таким же образом, как и лен, и ткут из нее полотно, которое используют для занавесей у сво­их лож, при помощи которых летом отбиваются от кома­ров, от которых иначе они в этих местах никогда не име­ли бы покоя, они также используют такие полотна, хотя они и очень жесткие, на рубашки и головные платки. Ру­башки вышивают они спереди различными цветами, так­же и платки, которые надевают на голову, и это наряжание у них очень в ходу».
У Г. Новицкого: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостачество свое удоволяют полным зелием: от кропивы бо зелныя хитростне истягауть нити, из сих холсты утворяють. От них же соделовають себе пологи для со­хранения комаров, за множеством бо комаров, мух и прочиих, невозможно без пологов пребыть; сшиваютьже себе и рубашки от тогожде кропивного холста и укра-шають я различными пестротами, вышивая нитми разныя взоры».
Сам факт почти полного совпадения содержания от­дельных глав и даже отдельных параграфов у Мюллера и Новицкого достаточно красноречиво доказывает, что Мюллер более чем щедро использовал рукопись Новиц­кого. Сам Мюллер, как указывалось выше, и не отрицал, что обильно пользовался сведениями, полученными «от людей..., которым мог всецело доверять», хотя и не на­зывает авторов источников, которым следовал. Но как бы там ни было, благодаря книге Мюллера сведения о жизни остяков, собранные Г. Новицким, стали широко известны еще в начале XVIII века — сама рукопись Но­вицкого была опубликована только в 1884 году Л. Майковым.
Категория: Сибирь в описаниях европейцев XVIII в. | Добавил: anisim (29.11.2010)
Просмотров: 2375 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>