Парусный спорт
Возможно, что последней
формой истинных морских приключений остается яхтсменство.
Жорж Блон. Звездный час
океанов
Возможность проявить
себя в единоборстве со стихией — физиологическая потребность организма, она всегда будет
составлять серьезную конкуренцию разуму.
Байкал предоставляет
великолепную возможность удовлетворить эту потребность для тех, кто увлекается
парусным спортом. Он является сложным водоемом со своеобразными маршрутами и
розой ветров, требующей основательных знаний и опыта. Дело осложняется еще тем,
что надежных мест для укрытия немного, особенно для судов с большой осадкой
(крейсерские яхты). Весьма ограничено и время проведения гонок: для крейсерских
это время в лучшем случае составляет четыре месяца — с конца мая до октября, до
ноября — как исключение. Существует четыре категории сложности водоемов, определяют
которые удаленность трассы от берега, протяженность акватории и отсутствие
возможности получить быструю помощь в критической ситуации. Байкал по сложности
занимает второе место.
И в то же время
разнообразие погодной обстановки и яркая живописность берегов делают Байкал
чрезвычайно перспективной акваторией как для проведения гонок различного
плана, так и дальних спортивных плаваний (прохождений всего намеченного
маршрута). Особенно перспективны плавания, не требующие судейства и одновременных
сборов большого количества людей и судов и поэтому хорошо отвечающие требованиям
активного отдыха.
Естественно, что
парусный спорт как технически сложный вид, требующий и значительных капитальных
затрат, и стационарных баз обслуживания, начал развиваться по сравнению с
другими видами с некоторой задержкой: поначалу одиночные яхты осваивали Иркутское
водохранилище, была организована федерация парусного спорта при Иркутском
облспорткомитете, начали прокладываться первые маршруты по Байкалу до Малого
моря.
Сегодня Байкал уже немыслим
без крейсерских гонок, первая из которых на уровне чемпионата области была
проведена в 1979 г.
до бухты Ая. Байкальские регаты, собирая до трех десятков судов из разных
городов области, включая Братск и Усть-Илимск, достигли уже Чивыркуйского
залива, видимо, близко ю гремя, когда промежуточными этапами в гонках станут
порты БАМа.
Пока базой развития
парусного спорта на Байкале являются иркутские яхтклубы, размещенные близ города:
Сибирского научного центра, ДСО «Водник» в Чертугеевском заливе (для детей и
юношества), ВНИИФТРИ (на базе лодочной станции в заливе Ерши).
Путешествия на гребных и комбинированных судах
В отличие от открытой
глубоководной части акватории прибрежная открытая акватория — бухты, соры и
дельтовые участки рек—давно уже освоены маломерным флотом с применением
различных видов движителей. В любом из перечисленных районов можно встретить
байдарку или моторную лодку, будь это малодоступные места Чивыркуйского залива
или северо-восточные и северо-западные берега.
Такие путешествия, где
применяются разборные суда и такелажи, привлекают многих. Это объясняется тем,
что разборные суда недороги, несложны в изготовлении, их можно легко доставить
к месту высадки. Кроме того, они просты в эксплуатации и управлении, легки,
маневренны. Они дают возможность интересно организовать семейный отдых, а также
отдых группы людей с практически неограниченным количеством судов.
Такие суда позволяют осуществлять
и технически сложные продолжительные походы, и комбинированные типа река — озеро,
и наоборот, значительные пешеходные переходы и «радиалки», так как могут
швартоваться немедленно и в любом месте, преодолевать в течение дня большие
расстояния, особенно при применении дополнительных приспособлений (паруса,
мотора), обеспечивают остойчивость и непотопляемость, то есть безопасность.
Немаловажно и то, что такому путешествию кроме положительных эмоций от непосредственного
контакта с природой постоянно сопутствует и такое чувство, которое академик И.
Павлов назвал мышечной радостью. Вот почему именно высокие ходовые качества
спортивной байдарки при гребле в сочетании с движением под парусом позволяют в
широких пределах форсировать физическую нагрузку, уменьшают зависимость от
капризов ветра.
|