Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 06.07.2022, 08:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Здравствуй, Байкал! ч.1


Туризм и спорт на летней акватории Байкала -2
Но именно гребные суда оставались единственно надежными и маневренными для исследовательских ра­бот. В 18 веке подштурман Алексей Пушкарев обошел весь Байкал на гребном дощанике и составил первую гидрографическую карту озера. 17 июня 1855 г. в Лиственичном член-корреспондент Российской Академии наук Густав Радде спустил на воду гребную лодку с эки­пажем в 5 человек, начав таким образом свой кругобайкальский круиз. В четырехлетних исследованиях бай­кальского побережья (1877—1880) известный ученый Ян Черский использовал лодку с нанятыми гребцами из местных.
Новую эру в байкальском судоходстве — применение парового двигателя — возвестила в июне 1844 г. пальба пушек и музыка духового оркестра при спуске на воду в с. Грудинино под Иркутском первого парохода «Нико­лай I», а через несколько лет и второго — «Наследник Цесаревич». И хотя первый почти сразу из-за недостатка опыта эксплуатации машин сгорел, а второй затонул, к концу 19 века пароходы практически вытеснили на Бай­кале парусный флот.
Лишь в советское время Байкал становится громад­ной ареной развития спорта и отдыха. Уже в 30-е годы журнал «На суше и на море» помещает первые отчеты смельчаков, достигавших озера по железной дороге. Ку­пив в ближайшем от станции рыбацком поселке гребную лодку, по своей воле пускались они вдоль западного побережья на север в рискованное путешествие, дости­гая района теперешней бухты Песчаной.
С конца пяти­десятых годов для целей отдыха настолько широко начинает использоваться маломерный флот, что дикий рев моторов мощностью в десятки лошадиных сил и гарь выхлопов еще долго были спутниками наиболее привлекательных мест побережья. Для достижения наиболее укромных и рыбных мест использовались при этом заброски горючего ледовым путем, что способство­вало продвижению рыбного браконьерства на север.
К счастью, моторки постепенно становятся вне закона, во многих местах им запрещено приставать к берегу. На этом фоне развивается строительство вначале немного­численных парусных яхт, робко отваживающихся на единоборство со «славным морем», устраиваются ри­скованные вылазки на гребных судах; появление комби­нированных судов — парусно-гребных и парусно-моторных — катамаранов и тримаранов, обеспечивающих мак­симум безопасности на акватории, все белее убеждают наев мысли, что парус и весла — уже не ближайшее будущее, а настоящее время туризма, единственно возможный вариант сохранения чистоты воды и атмос­феры великого водоема. Сейчас трудно отметить пио­неров спортивного освоения Байкала, печать сохранила, вероятно, наиболее смелые, на грани риска мероприя­тия, но именно они показали, что при умелом использовании накопленного опыта на Байкале возможны инте­ресные путешествия.
Не только производственная необходимость застави­ла 8 августа 1958 г. сесть исследователей Байкала О. Гусева и А. Велижанина в резиновую лодку с веслами и направить ее от мыса Малая Коса на противополож­ную сторону, к мысу Черному — возможность путешест­вия через Байкал давно занимала О. К. Гусева.
В более чем 55-километровом переходе им мало помог паруси­новый парус, все 22 часа им пришлось грести попере­менно, зато ими двигала уверенность и байкальский опыт, подсказывавшие, что во время переправы на Байкале будет хорошая погода. В своей книге «Натуралист на Байкале» Гусев отмечает характерную климатическую деталь: после переправы им пришлось заночевать на бе­регу в спальных мешках, которые от дыхания покрылись инеем и затвердели, как на морозе, спали они одетыми и в шапках.
4 августа 1931 г. из Иркутска в гребной четырехве­сельной лодке по маршруту казака Петра Бекетова, прошедшего в 1652 г. четырнадцатинедельный марш­рут в тысячу километров от Иркутска через Байкал, Селенгу и Хилок, стартовал экипаж Евгения Смургиса с Василием Галенко. Пройдя Иркутское водохранилище и вдоль западного берега до бухты Песчаной, ночью, попеременно работая и отдыхая, они успешно форсиро­вали водную гладь озера в направлении устья Селенги.
Категория: Здравствуй, Байкал! ч.1 | Добавил: anisim (06.09.2011)
Просмотров: 1643 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>