Первый официальный отчет
о путешествии на складных судах под парусом принадлежит руководителю похода из
Баргузинского залива в Чивыркуйский вокруг полуострова Святой Нос москвичу Алексею
Михайлину. В июле 1978 г.
его команда на двух тримаранах собственной конструкции на базе байдарок RZ-85
и «Нептун» прошла за 11 дней маршрут 1-й категории сложности от Усть-Баргузина
до Курбулика.
Столь скромное
достижение объяснялось отсутствием специальных сведений, которые при
подготовке к путешествию приходилось буквально процеживать из многочисленных
изданий общего порядка. Несмотря на это, все большее распространение получают
семейные походы на байдарках, в которых игнорируются элементарные требования
безопасности и предостережения со стороны местного населения. К примеру, часты
пересечения Чивыркуйского залива от Курбулика к бухтам Крутой и Крохалиной с
детьми.
С каждым годом все
больше смельчаков на байдарках, шлюпках, ялах, катамаранах и тримаранах всевозможных
конструкций, яхтах бороздят байкальские просторы, чаще приходится слышать, что
кто-то, хотя и не в один заход, обошел все озеро, а его половину за один отпуск
— точно. И все-таки суровые и опасные условия плавания, необходимость постоянно
быть начеку, неизбежность перевозки снаряжения и продуктов питания на большие
расстояния из-за большой удаленности друг от друга населенных пунктов,
отсутствие массового производства надежных и удобных для путешествия в байкальских
условиях судов в виде оснащенных парусным оборудованием плотов и катамаранов
долго еще будут удерживать людей на берегу. Выход из этого положения только в
быстрейшем развитии туристско-круизного судоходства на Байкале, теплоходного
на первом этапе и с преобладанием парусного — в будущем.
Каким же сегодня видится
водный пассажирский транспорт на озере! Следует продолжить добрые традиции
парохода «Комсомолец», с уходом которого на «отдых» по старости в пассажирском
транспорте на Байкале образовалась ощутимая брешь, которую никоим образом не
могут восполнить быстроходные «Кометы», вызванные к жизни БАМом.
Их безостановочные
маршруты с юга на север, от порта Байкал до Северо-байкальска, могут устроить в
основном лишь деловых людей, служат целям быстрой связи юга с севером. Для
местного же населения и оперативных сношений с противоположными берегами необходимо
судно, совершающее поперечные маршруты с общим перемещением с юга на север, а
затем в обратном направлении.
Пункты остановок могут
оставаться прежними, какими они были у «Комсомольца», с учетом максимального
обслуживания поселков на берегу. Помимо скоростных качеств, судно должно
иметь небольшую осадку. Для этой роли более всего подходят суда на воздушной
подушке.
Параллельно должен
развиваться круизный транспорт вдоль берегов, чтобы обеспечить возможность
осмотра их достопримечательностей, делать остановки по желанию для высадки в
нужном месте. Для ускорения связи между отдельными пунктами круизные курсы
могут быть встречными, суда же — максимально экологически безвредными
(парусными), с двигателем на случай штиля или аварийной обстановки. Большую
пользу принесло бы применение в пассажирских и грузовых перевозках гидросамолетов,
особенно при забросках с Байкала на горные озера.
|