Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.03.2024, 23:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Здравствуй, Байкал! ч.1


Туризм и спорт на летней акватории Байкала -1
Глава 4
ТУРИЗМ И СПОРТ НА ЛЕТНЕЙ АКВАТОРИИ
Друзья мои! Чтоб живо чувствовать всю дер­зость человеческого Духа, надобно быть в от­крытом море, где одна тоненькая дощечка от­деляет нас от ближайшей смерти.
Н. М. Карамзин, Письма русского путешественника
 
Краткий обзор развития
С тех пор, как тобольский пятидесятник Курбат Ива­нов, «наделав струги, перевезся с ратными людьми на Ольхон остров», минуло более трехсот сорока лет. И с тех пор не столько в силу «неудобного» географическо­го положения, сколько из-за невозможности просто обойти такую серьезную преграду, каковою стал Бай­кал на пути на Восток, российский человек вынужден был строить кочи, дощаники, баркасы, а затем и пароходы с ледоколами, дойдя до стремительных тепло­ходов на подводных крыльях.
Без единого гвоздя стро­ились в то далекое время первые сибирские суда, кочи и дощаники. Как отмечал современник, «коч по форме судно, но только без железа. Прутьями сшит и деревянными гвоздями сколочен, а железа и на грош в нем нет». Дощаники, плоскодонные грузовые суда, были приспособлены к ходу на веслах, на бечеве и под пару­сами. Шитики, струги, набойки и прочие суда обходи­лись даже якорями из дерева, в качестве грузил к кото­рым привязывались камни, веревки и канаты плелись из оленьей кожи и жил, и даже паруса шились из оленьих шкур.
Широтное направление судоходства долгое время определялось рыночными потребностями торговли с Ки­таем, главной артерией была трасса Иркутск — исток Ангары — устье Селенги — Селенга — Чикой. Русские путешественники писали, что «Байкал-озеро перебега­ют дни в три до Селенги реки», «...из Ангарского устья парусом через Байкал перебегают в Прорву днем», «...меже реками тихим погодьем перебегают пешаные грузы днем в Селенгу и санми днем же», «...чрез Бай­кал судами переходят и парусом перебегают и в залив становятца от ветров».
Своим суровым нравом Байкал-батюшка испокон веку завоевал стойкое уважение у местного населения, оно передалось и русским путеше­ственникам и купцам, заставляло выбирать «тихое погодье», при переезде озера не называть его своим име­нем, в противном случае Байкал мог обрушиться штор­мом и погубить.
Датский подданный Избрандт Идее, посол Петра I в Китай, по этому поводу даже позволил себе пошутить над суевериями проводников, выпив на середине Байкала рюмку водки «за здоровье всех хри­стиан». С 1728 г. для устройства постоянной переправы по указу правительства строятся три бота, с 1731 г. з Сибири устанавливается почтовое сообщение. С 1735 г. судоходство на Байкале осуществляется Адмиралтейской коллегией, увеличивается количество судов, они комп­лектуются опытными командами, строится маяк, начи­нают действовать навигационные школы.
Стоит отметить, что суда Адмиралтейства, построенные по петербургским чертежам без учета местной спе­цифики, были малопригодны для байкальских условий. Оснащенные морским такелажем, они по нескольку дней могли странствовать в море в попытках «поймать ве­тер», в то время как плоскодонные купеческие доща­ники, с попутным ветром за 10—15 часов перейдя аква­торию, заходили в мелководные устья рек и могли сле­довать дальше.
Эту особенность отмечает в 1772 г. П. С. Паллас: «...по узкому такому морю галиоты ходить не могут, а вместо того полезнее маленькие полугалеры и другие суда, чтобы на веслах ходить было можно». К концу 18 века от Иркутска, ставшего крупным торговым портом, суда с сибирской пушниной и европейскими то­варами по Ангаре выходят в Байкал, пересекают его под парусами или на веслах в безветренную погоду, по Селенге и ее притоку Чикою достигают Стрелки; от нее сухопутьем грузы направлялись в Кяхту. Нетрудно пред­ставить, сколько судов погибло в штормах, особенно в осеннее время, разбилось о береговые скалы и ледо­вый припай.
Категория: Здравствуй, Байкал! ч.1 | Добавил: anisim (06.09.2011)
Просмотров: 1958 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>