Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 23.11.2017, 01:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Здравствуй, Байкал! ч.1


Гидрология Байкала - 5
Они обычно сравнительно невысоки, достигают полутора метров, но иногда—10—12 м. Нередко всторошенные льды встречаются и за пределами трещин в виде труд­но преодолимых полей и широких полос площадью в несколько десятков квадратных километров. Как прави­ло, они образуются в прибрежной полосе.
Невысокие торосы — до 10—20 см, так называемый «битняк», мо­гут появляться повсеместно, но, преимущественно, за пределами прибрежья, на мелководье, при «стоячих» волнах. Больше всего торосов наблюдается в средней части Байкала в пределах полосы, составленной остро­вом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос.
Это объясняется значительной шириной озера и сложной конфигурацией берега в указанном районе. Стабильна становая щель и поля торошения не­далеко от берега от Большого Голоустного до Большой Кадильной.
Издавна в переправах и санных дорогах по озеру использовалось важное качество льда — его значитель­ная грузоподъемность, особенно первого, молодого льда, еще не разбитого трещинами. Уже при толщине в 5 см он выдерживает вес человека, при движении на коньках эта толщина может быть меньше, лед при этом прогибается, но не проламывается.
Естественно, передвигаться, по такому льду пешком, на конь­ках и лыжах категорически нельзя. Необходим лед большей толщины. Сразу после ледостава, который обычно проходит при морозах, на третий-четвертый день при толщине льда 15 — 20 см начинаются перевозки грузов на санях, на восьмой-девятый день — автотранспортом. Оптимальной для перевозки грузов можно считать толщину льда в 35 см.
При этом лед толщиной в 50 см выдержи­вает сосредоточенный вес в 15 т. Однако, если есть су­хие трещины, вес должен быть снижен на 20 процентов, при мокрых — на 50 процентов. В качестве примера воз­можностей байкальского льда можно привести устрой­ство в 1904 г. железнодорожной переправы между стан­цией Байкал и Танхой, когда конной тягой по железно­дорожному пути, проложенному прямо по льду, достав­лялись вагоны и паровозы в расцепленном виде.
Перед вскрытием озера переправы заканчиваются за 2—3 недели, несмотря на значительную — 50—60 см — толщину льда в это время; как говорят в народе, «солнце съедает лед», происходит так называемое его разыгливание, распадение на отдельные призмы — кристаллы, длинные и очень тонкие, пространство между ними на­сыщается водой. При погружении такой лед деформи­руется на большую глубину вследствие потери сцепле­ния между кристаллами. Потом он погружается в воду, распадается на берегу и мелководье на скопления длинных игл.
Взломы — досрочное вскрытие льда — явление для Байкала нередкое. Случаются они после ледостава, по­ка лед не набрал еще крепости и монолитности, под действием штормовых ветров. Возникающие при этом колебания ледовой поверхности могут иметь настолько большую силу, что взламывают лед толщиной даже бо­лее 30 см.
В 1908 г. через два дня после открытия кон­ной переправы на трассе Бугульдейка — Харауз у запад­ного берега лед взломало, в течение 5 суток на льдинах носило 22 человека с подводами. Через три дня озеро замерзло снова и переправа наладилась до весны. Ана­логичный случай был зафиксирован в 1932 г. у пос. Лиственичное, когда после начала переправы был взло­ман лед толщиной до 15 см.
Надвиги (результат выжимания льда на берег) образуются вследствие возникновения температурных усилий в ледовом диске (особенно в весеннее время) и воздействия ветровых нагрузок на него. Надвиги — ха­отические и бесформенные нагромождения в виде валов из льдин у береговых препятствий (мысы, утесы, инженерные сооружения и пр.).
После замерзания над­виги имеют меньшие размеры и обладают меньшей раз­рушительной силой из-за незначительной толщины льда, зато весной лед может наползти на берег на расстояние до 30 м. При этом высота вала может достигнуть 30 м (южный Байкал, 1962 г.). В Лиственичном, на судоверфи, весной 1960 г. на берег со стоянки был перемещен ле­докол «Ангара», разрушены причалы в поселке и в пор­ту Байкал.
В 1933 г. надвиги разрушили верхнее строе­ние пути, перевалив через земляное полотно около станции Танхой, сбросили с рельсов железнодорожный грузовой состав вместе с паровозом. Надвиги льда, эти мощные стихийные проявления природных сил, необ­ходимо учитывать при проектировании и строительстве инженерных сооружений и других объектов.



Категория: Здравствуй, Байкал! ч.1 | Добавил: anisim (31.08.2011)
Просмотров: 1149 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>