Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 26.04.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


В стране трех солнц - 6
Так вот, значит, каким был возраст вознесеновского уникального сосуда: тот отрезок неолитического време­ни, который прочно датируется современным радиоугле­родным методом IV и III тысячелетиями до нашей эры. Иначе говоря, он лежал в земле и дожидался нашего прихода по крайней мере 5 тысяч лет!
Еще большую радость открытия подарил небольшой фрагмент глиняной чаши, украшенной по внешней сто­роне тончайшим чеканным узором из вертикальных зиг­загов, выполненных «гребенчатым пунктиром». Такой можно видеть на сотнях фрагментов сосудов каменно­го века, начиная с села Шереметьева на Уссури и вплоть до устья Амура, до древнего нивхского поселка Чныррах, а вместе с тем и одного из первых форпостов освоения русскими низовьев Амура.
Но полной неожиданностью стала скульптурная антропоморфная головка на внутреннем бортике сосуди­ка, на венчике чаши. Это была выполненная рельефно точная копия сакачи-алянских личин: с огромными круглыми глазами, овальным ртом, оконтуренная по правилам сакачи-алянских мастеров четко врезанным желобком. Находку эту обнаружили в одном из разру­шенных неолитических жилищ Кондона — большого поселения оседлых рыболовов этого времени на Ниж­нем Амуре, — второй после острова Сучу «неолитиче­ской Помпеи» Дальнего Востока. Теперь, после вознесеновского и кондонского сосудов, не могло быть сомне­ния в возрасте по крайней мере основной массы личин Сакачи-Аляна.
Одним словом, в неолите Амура у племен местной неолитической культуры существовали личины, состав­ляющие основной элемент художественного творчества, главное содержание наскальных изображений древнего Приамурья. Так замкнулся круг поисков, и петроглифы Сакачи-Аляна нашли наконец свое настоящее место или, по крайней мере, обнаружились их истоки.
Раскрылся новый художественный мир, настолько своеобразный, полный такой могучей творческой силы, что отныне уже нельзя сомневаться в его самостоятель­ности, в его исторических корнях. А заодно в том, что около 5 тысяч лет назад он занимал в мировой истории искусства каменного века свое собственное место наря­ду со всеми другими наиболее сильными и крупными в то время культурно-историческими очагами.
Характеристика нижнеамурского неолитического ис­кусства была бы неполной и неточной, если бы в сторо­не остались скульптуры и орнамент.
Продолжая раскопки в Кондоне, археологи обнару­жили еще одно неолитическое жилище, а в нем почти десяток некогда целых, а затем разбитых и раздавлен­ных под тяжестью земли глиняных сосудов с характер­ным великолепным узором. И вдруг в ходе расчистки всего этого богатства керамики нож одной из сотрудниц коснулся поверхности не черепка, а какого-то сравни­тельно небольшого изделия из глины. Еще несколько минут, и раздался крик: статуэтка! Первая в то время антропоморфная скульптура и единственная на весь неолитический Амур.
Вот она лежит на раскрытой ладони как пришелец из неведомого мира, в который мы так страстно и так упрямо стремимся проникнуть. Кто же ты, обитатель­ница древнего Кондона?
Материалом для статуэтки послужила глина: закон­ченная скульптура была тщательно залощена и затем обожжена. Она обнаруживает не только опытную руку и наблюдательный глаз настоящего мастера-скульптора, но и определенную творческую школу. В ней как бы ак­кумулирован опыт многих поколений ваятелей, устойчи­вые и своеобразные традиции, создававшиеся веками. Изображение это в полной мере реалистично. Из мглы веков встает не просто обобщенный этнический образ женщины древнего народа, но скорее портретное ее изо­бражение.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 1976 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>