Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 25.09.2020, 08:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


В стране трех солнц - 3
Но еще удивительнее мудрая лаконичность и просто­та, а вместе с тем фантастическая изощренность рисун­ка и, наконец, то острое композиционное чувство, с ко­торым древний мастер, а лучше сказать, художник, раз­местил его на боковой плоскости камня. Он, этот рису­нок, органично слит с шершавой глыбой. И не только глыбой, но и со всем окружающим ландшафтом уссурийской тайги, с ее опьяняющими запахами, с необъ­ятными просторами великой азиатской реки.
Когда уровень Амура повышается, волны лижут бо­роду чудовища и его косые глаза. Волны поднимаются все выше и выше, пока, наконец, весь камень не скры­вается под водой. Затем через месяц, два или три по­груженный в воду камень снова поднимается над зерка­лом вод. И так из года в год, из века в век...
Образ чудовища, выбитый на сакачи-алянском кам­не, рожден как будто самой матерью-землей, создан ее стихийной творческой силой, той, что гонит из своих глу­бин весенние бурные соки и дает начало всему живому на свете.
Не случайно, должно быть, в первый раз, когда мы увидели и обводили пальцем полустертые линии рисун­ка, он вызвал в памяти что-то очень старое и очень близ­кое. Вспомнился древний греческий миф о детстве все­ленной и богов, о порожденных богиней земли Геей чу­довищных исполинах, многоруких и змееногих титанах. Вспомнилась битва олимпийцев с сынами земли, высе­ченная на мраморе Пергамского алтаря! Не таким ли древнейшим мифом о детстве земли рожден и этот загадочный образ древнего чудовища на Амуре?
В самом деле, как ни далек древний Пергам от Са-качи-Аляна, мы еще увидим, что у жителей Сакачи-Аляна до сих пор живет такой же миф о первых днях все­ленной, о мифических героях-полубогах. Миф, который служит ответом на вопрос, как появились рисунки на камнях Сакачи-Аляна.
Неподалеку и тоже наполовину в воде лежал второй камень с выбитым на нем изображением еще одной мас­ки или личины, но без такого пышного обрамления, как в первой фигуре. Лицо это имело яйцевидную правиль­ную форму. На нем резко выступали раскосые глаза с отчетливо выбитыми в камне круглыми зрачками, ши­рокий расплывчатый нос. На щеках и подбородке вид­нелись параллельные дуги — возможно, татуировка.
Всюду в этом районе, начиная с села Малышева и кончая последними вниз по Амуру домами нынешнего Сакачи-Аляна, встречаются древние изображения — на­стоящий музей первобытного искусства амурских пле­мен далекого прошлого. Общее количество древних изо­бражений в Сакачи-Аляне можно установить лишь при­близительно: часть года Амур перекрывает свои песчаные берега, а вместе с ними и валунные россыпи, среди которых находятся камни с личинами. Многие из них, вероятно, погребены в песке. По крайней мере в процес­се изучения сакачи-алянских рисунков, нам не раз при­ходилось производить небольшие раскопки, чтобы осво­бодить от песка ту или иную часть расписанной глыбы.
Рисунки на валунах Сакачи-Аляна несут в себе при­знаки глубокой древности. Они нередко сглажены и стерты до такой степени, что на глаз трудно определить контуры отдельных фигур и их детали. В ряде случаев желобки рисунков удается проследить сначала только пальцами, осязанием, на ощупь. Выбитая в древности поверхность камня ровнее и глаже, чем первоначаль­ный фон на валуне, не тронутый рукой человека, не­ровный и шероховатый.
Всего в Сакачи-Аляне около ста пятидесяти ри­сунков.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 1306 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>