Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 26.04.2024, 05:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


В стране трех солнц - 4
Второй крупный центр наскального рисунка Дальне­го Востока находится на скалистом правом берегу реки Уссури выше села Шереметьева.
Третий на скалах в долине реки Кия по дороге из Хабаровска во Владивосток.
Во всех трех местонахождениях петроглифов абсо­лютно преобладают антропоморфные изображения-ли­чины. Но вместе с ними на тех же скалах и валунах видны фигуры животных, похожих на лосей или лоша­дей, несомненно диких, водоплавающих птиц, лебедей или уток, змей.
С первой встречи с сакачи-алянскими личинами ис­следователей занимал один и тот же вопрос: когда и кем они были созданы, кто выбивал на базальтовых глы­бах эти странные лики?
Ответ получен был, когда начались широкие систе­матические раскопки древних поселений на берегах Аму­ра, в том числе в непосредственной близости к петрогли­фам у тех же базальтовых глыб с изображениями.
Проходя по высокому правому берегу Амура в 2,5 ки­лометра выше села Вознесеновки, в местности, которая прежде называлась «Старый станок», мы увидели в об­рыве что-то необычное. Это был обломок глиняного со­суда, ярко лощенного, красного, который силой окраски и своим блеском вызвал в памяти такие же лощеные краснолаковые вазы древнегреческих мастеров.
Конечно, это был не лак, а своего рода ангоб, то есть тонкий слой специально отмученной красной охры, по которому затем прошелся шлифовальный камень. Со­суды с такой обработкой, краснолощеные, не раз уже встречались на Амуре. Они были найдены впервые еще в 1935 году на острове Сучу у Мариинска. Но на этот раз обнаружилось нечто в полной мере потрясающее: из обломков неолитического сосуда на нас смотрели круглые большие глаза, совсем человеческие... Рядом с глазами виден был скульптурно вылепленный и еще более человеческий нос с ясно выраженными ноздрями, а под ним рот, четко оформленный глубоким надрезом в мягкой глине. Одним словом, эта была личина, такая же, как личины Сакачи-Аляна и Шереметьевских скал на реке Уссури!
На замечательном сосуде из Вознесеновки была не одна только личина. На нем уцелели остатки целой се­рии таких личин, которые, должно быть, сплошным поя­сом, своего рода хороводом, охватывали всю верхнюю половину сосуда. Художнику, который создал это уди­вительное произведение неолитического гончарного ис­кусства, а вместе с тем и образец своего творчества, ма­ло было одних личин: он посадил их на туловища. Для полноты картины дал им руки, воздетые кверху в молитвенном жесте, как у киевской богоматери — «Нерушимой Стены», Оранты. Правда, руки эти, а за­одно и ноги заканчивались не пальцами, а скорее острыми когтями, как на звериных, скорее всего мед­вежьих, лапах. Необычна и поза этих странных антро­поморфных фигур. Насколько можно судить по уцелев­шим обломкам сосуда, фигуры эти сидят на корточках.
Чтобы усилить декоративный эффект, древний мас­тер противопоставил малиново-красный блестящий фон, на котором выполнены антропоморфные изображения, их собственной фактуре. Они контрастно выделяются на светло-желтом фоне обожженной глины, еще не покры­той слоем красной краски.
Одним словом, древний обитатель берегов Амура ис­пользовал максимум возможностей, имевшихся в его распоряжении: роспись и резьбу, а заодно и скульптур­ную технику, чтобы создать эту свою оригинальную ра­боту, в которую вложена фантастика неизвестной, чуж­дой нам первобытной мифологии, а вместе с ней сила творческого воображения художника.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2116 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>