Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 28.04.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » География Байкала


Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

 

КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

 

Кругобайкальская железная дорога - уникальный памятник инженерного зод­чества. 17 марта 1891 г. царь Александр III   издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, «повелев ныне приступить к постройке сплош­ной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».

 

В начале 1902 г. началось строительство Кругобайкальской железной доро­ги, возглавил которое инженер Б.У. Савримович (1836-1905). Местных строите­лей почти не было. На сооружении Кругобайкальской дороги работали вольно­наемные из центральных губерний России, из Забайкалья, Западной Сибири, ссыльные поселенцы, буряты, а также китайцы, тюрки, армяне. Среди камено­тесов работали по вольному найму итальянцы и албанцы.

 

В самом начале строительства, в 1900 г., на земляных работах восточного участка было занято 2,7 тыс. человек, а в 1903 г. на всем протяжении Кругобай­кальской дороги работало до 15 тыс. человек.

 

При отделке тоннелей часто применялась «циклопная» кладка камня, при ней он не обрабатывался, а подбирался по форме. Специалистами такой клад­ки были албанцы, но ей быстро научились и русские рабочие. Исключительно сложным и дорогим было обеспечение строительства материалами. Все, кроме камня и леса, требовалось подвозить издалека, даже песка на месте не было. Для подвоза материалов использовали озеро Байкал и временную дорогу дли­ной более 170 км. На перевозках через озеро в летнее время работали два паро­хода и баржи строительства, 6 пароходов подрядчиков.

 

По объему, сложности и стоимости работ западная часть Кругобайкальской железной дороги среди железных дорог всей России не имела себе равных. Общая протяженность путей от порта Байкал до пос. Култука равнялась 81 версте (84 км). На всем протяжении берега здесь тянулись отвес­ные вертикальные скалы, опускавшиеся в озеро на боль­шую глубину. Железнодорожный путь по берегу Байка­ла был построен в основном за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). 30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкаль­ской железной дороге (в первом поезде проехал от порта Байкал до Култука министр путей железно­дорожного сообщения князь М.И. Хилков), а 15 ок­тября 1905 г. открыто постоянное движение. В честь окончания строительства великой Транссибирской железнодорож­ной магистрали было решено установить три памятника Александру III, считав­шемуся покровителем сибирской стройки. Из трех известных памятников (два других установлены в Санкт-Петербурге в 1909 г. и во Владивостоке в 1912 г.) иркутский появился раньше всех.

 

До 1905 г. поезда ходили до ст. Байкал, а дальше переправлялись на паро­ме-ледоколе до ст. Мысовой, от нее продолжали следование на восток. Для же­лезнодорожной паромной переправы через Байкал использовались специально изготовленные в Англии паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара».

 

По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудно­сти их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рель­совые пути в мире и по праву считается одной из красивейших железных дорог мира. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с исполь­зованием взрывчатки. Суточная скорость проходки составляла 40-50 см. На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки, произведено земляных работ, по объему сравнимых со строительством Суэцкого канала. На 84-километровом пути в среднем через каждые 150 м располагался железнодорожный объект: тоннель, галерея, мост или линейная выемка.

 

Для Кругобайкальской железной дороги были разработаны специальные технические условия. Предус­матривалось значительное (в сравнении с остальными участ­ками великого Сибирского пути) усиление дороги: более тяжелые рельсы, только полномерные шпалы, увеличение числа шпал на каждой версте пути.

 

На 84 км дороги от ст. Култук до ст. Байкал построено, по инженерному отчету, 424 инженерных сооружения, в том числе 38 тоннелей общей протя­женностью 7271 м, 6 величественных мостов, 16 отдельно стоящих галерей, около 280 подпорных стенок различного назначения суммарной протяженнос­тью около 29 км. Фактическая длина тоннелей, с учетом их полной достройки и пристроенных в последующие годы галерей, составляет 9082 м. При проходке тоннелей применяли ручное бурение и пневмоэлектрическое. Строительство их осложняли большой приток воды в ряде тоннелей, оползни и обвалы. Дли­на тоннелей на Кругобайкальской железной дороге колеблется от 35 до 778 м Протяженность до 300 м имели 33 тоннеля, остальные 5 - более 300 м. Самые протяженные: Половинный - 778 м, Каторжный - 538 м, Хабартуй - 548 м. В обвалоопасных местах построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 же­лезных галереи. По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции его называли «зо­лотой пряжкой стального пояса России», пряжкой - потому что он соединил разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ он превзошел все существовавшие в России дороги. Круго­байкальская дорога была самым сложным отрезком великого Сибирского пути. Только земляных работ на одну версту здесь пришлось выполнить 65 тыс. куб. м против 13-25 тыс. куб. м на других магистралях. Немало было возведено и ис­кусственных сооружений. Общая стоимость 1 версты дороги составила 257 тыс. Руб., тогда как на Западно-Сибирской она была 35 тыс. руб., на Забайкальской ~ 74 тыс., на Северо-Уссурийской — 65 тыс. руб.

 

Окончание строительства дороги ознаменовали созданием своеобразного памятника - мраморного вокзала. Его построили на станции Слюдянка, сложив стены из белого местного мрамора.

 

В настоящее время участок от ст. Култук до ст. Байкал - тупиковый. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль р. Ангары новая дорога от Иркутска до Байкала, построенная в 1957 г., прошла по Долинам р. Иркута и Олхи до ст. Слюдянка.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НА КРУГОБАИКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

 

11 км - Порт Байкал (5260 км от Моск­вы). Пассажирское здание вок­зала построено в 1904-1905 гг. Деревянное здание отреставри­ровано. Над комплексом станции Байкал находится маяк.

 

76 км - Современные наскальные писаницы, конец XX в., выполненные в выемке полотна железной до­роги, на скалах мыса Зобушка, отдыхавшим здесь профессио­нальным художником.

 

77 км - 2-путная галерея № 1, открывающая список галерей и тонне­лей Кругобайкальской желез­ной дороги.

 

79 км - Туристическая база «Серебря­ный ключ». Принимает 12 чело­век. Размещение в 2- и 3-мест­ных номерах. Есть баня, бильярд, теннис. Умывальник в коттедже. Туалет на улице.

 

80—81 км - Здесь находился туристичес­кий комплекс «Серебряный ключ» - первая на КБЖД туристическая база. Здания были восстановлены в начале 1990-х годов.

 

81 км - Миниатюрная подпорная стен­ка в скальной выемке - первое из этих сооружений на КБЖД со стороны станции Байкал.

 

82-84 км - Первые три тоннеля на КБ­ЖД со стороны станции Байкал.

 

84 км - Железнодорожный виадук ба­лочного типа, тоннель и мощная волноприбойная стенка.

 

87 км - Тоннель № 5 с пристроенной к восточному порталу высокой подпорной стенкой.

 

90 км - В пади Каторжанка сохранился каменный карьер, где добывал­ся и обрабатывался камень для строительства. На берегу - ру­ины здания электростанции. В железнодорожной выемке здесь находится одна из самых мощных и высоких подпорных стенок, с двумя наклонными частями из тесаного камня друг над другом.

 

91 км - Толстый мыс, который дале­ко выступает в озеро. Здесь на­ходится причал для теплохода «Восход», конечный пункт вод­ной экскурсии из пос. Листвянка на КБЖД. По тропе от пирса ту­ристы поднимаются к тоннелю № 8 «Толстый», длиной 343 метра.

 

97 км - Однопутная галерея № 5 «Широкая», протяженностью около 100 м, стоит в стороне от действу­ющей дороги и постепенно зарас­тает деревьями.

 

98 км - Разъезд Уланово. Туристическая база ВСЖД «Хвойная». Включа­ет в себя спальный комплекс на 12 человек (2- и 3-местное раз­мещение), столовую и русскую баню. Здания отреставрированы и отражают стиль модерн начала XX в. Имеется конференц-зал.

 

99 км На берегу Березовой бухты тоннель № 6 обрывается в воду. Ра­нее здесь существовал мост про­тяженностью 123,5 м. Этот однопролетный мост через Березовую бухту глубиной более 27 м был самым крупным на КБЖД. Для его установки применили ори­гинальное инженерное решение. Поскольку установить промежу­точные опоры из-за большой глу­бины бухты было нельзя, собран­ный на рельсах мост перебросили с мыса на мыс с помощью лебедок и пяти быков, собранных на бар­жах. Когда мост лег концами точ­но на две опоры, баржи были притоплены с помощью песка и выве­дены из-под моста. В1911-1914гг. был построен обводный тоннель № 9, а фермы моста перенесены на Транссибирскую магистраль на р. Выдрино в 1914-1915 гг.

 

100 км - Обводный тоннель № 9, протяженностью около 500 м, с особым оформлением порталов, один из самых красивых на КБЖД. Каж­дый портал с обеих сторон обрам­лен выступающими колоннами. Сложены они бутовым камнем и облицованы горизонтальными рядами «в прикол». Из тоннеля имеются боковые выходы на Бе­резовую бухту, из которых виден портал тоннеля № 6 на обрывис­той скале, отвесно уходящей в воду залива.

 

102 км - Живописная защитная галерея с итальянской подпорной стенкой с арками и зубчатой стеной. В до­лине реки Большой Шумихи на базе небольшого поселка в сере­дине 1990-х гг. открыта туристическая база «Шумиха». Гостевой дом на 14 человек и маленький домик на 6 человек, баня. 2- и 3-местное размещение.

 

103 км - Одна из самых больших, монументальных подпорных стенок из тесаного камня.

 

104-105 км - Белая выемка, расположен­ная на мысе Ивановском (геологический разрез, образовавшийся при строительстве дороги, тянется на 1,5 км). Выход мрамора с редким сочетанием пород и минералов, здесь обнаружено около 70 мине­ралов, в т. ч. шпинель разнообраз­ной окраски. Объект экскурсий 27-го Международного геологическо­го конгресса. Пройти мимо нее, не заметив, просто невозможно: осо­бенно в солнечный день ее откосы слепят мощным сиянием, мрамор­ное дно не сразу теряется в синеве глубин. Для удобства изучения и осмотра все разведочные выем­ки и скважины пронумерованы красной краской, любителям же минералогии в последние годы она становится все более известна бла­годаря наличию многочисленных кристаллов драгоценной шпинели, твердого минерала, достигающих в длину нескольких сантиметров.

 

106 км - Лаборатория нейтринной астро­физики высоких энергий. С 1981 г. в пяти км от берега осуществля­ются научные эксперименты по глубоководной регистрации ней­трино, мюонов.

 

109 км - Самый длинный и совершенно прямой тоннель № 12 — «Поло­винный» (778 м). На мысе, который почти на 1,5 км вдается в Байкал, находится уютный галечный пляж с местом для возможного ночлега в палатке. Одно из самых удобных мест для отдыха.

 

120 км - Станция Маритуй - одна из са­мых крупных на участке. В ши­рокой долине р. Маритуя распо­ложен одноименный поселок, в котором хорошо сохранились де­ревянные строения начала века.

 

123 км - Два параллельных тоннеля, проведенных в разное время. Об­ходной тоннель № 18 построен в 1911-1914 гг. Здесь же имеется грандиозная подпорно-одевающая стена многоярусной конструкции и заброшенное полотно с многочис­ленными подпорными стенками на мысе Киркерей, где любят оста­навливаться на ночлег туристы.

 

133 км - Птичий базар на 300-метровой скале, зоологический памятник природы, единственное в южной части озера место гнездования се­ребристой чайки (с мая по август). Для местных жителей прилет на него чаек в мае является верной приметой того, что скоро Байкал освободится ото льда. 134 км База «Таежная» Прибайкаль­ского национального парка. Два домика на 16 мест. 2- и 4-местные номера. Русская баня.

 

137 км. - Спортивно-оздоровительная база управления ВСЖД.

 

138 км - Спортивный лагерь «Шарыжалгай».

 

139 км - Крутая губа, место выхода лыжни с железнодорожного переезда, по­пулярного однодневного лыжного маршрута. Здесь находится один из наиболее красивых виадуков.

 

144-145 км - Долина ручья Хабартуй с разрушенным зданием электро­станции. На Хабартуйских мысах имеются удобные места для раз­бивки палаточных лагерей.

 

149 км - Старая Ангасолка, куда выходит лыжный маршрут по Темной пади со ст. Новая Ангасолка. Каменный арочный виадук «Ангасольский» через реку Ангасолку.

 

152 км - Тоннель № 39 «Киркидайский», последний по счету от порта Байкал.156 км - Пос. Култук.

 

Читать дальше




Категория: География Байкала | Добавил: anisim (03.09.2009)
Просмотров: 7475 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>