Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 29.03.2024, 01:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


История и этногенез бурят и якутов - 3
Вместе с тем нельзя не отметить и появившиеся взгляды о том, что курыканы не имеют отношения к эт­ногенезу якутов и что они в древности были просто их соседями. Эти взгляды, направленные прежде всего на утверждение самобытности и древней самостоятельности якутов, остаются малодоказательными, они не могут объяснить факта сильнейшего этнического смешения не только якутов, а буквально всех народов, смешения, имеющего глубокие древние корни. Без учета этниче­ских смешений в древности невозможно правильное по­нимание исторических процессов.
В вопросе о происхождении названия Байкал важное значение имеет факт появления этого названия у монголоязычных народов, и прежде всего у бурят, факт заме­ны им ранее применявшегося Тенгис. Важно выяснить, какие этнические условия и процессы способствовали этой смене названий. И здесь особое значение приобре­тают вопросы этнической истории бурятского народа.
На этногенез бурят нет единых воззрений. Наряду с гипотезами об аборигенности их высказываются доста­точно обоснованные мнения о их пришлости. Кратко, рассмотрим эти взгляды.
Впервые идею об автохтонности, аборигенности бу­рят предложил в 1858 г. А. Раев. Наиболее полно эту гипотезу обосновывает историк Г. Н. Румянцев. Он счи­тает, что к XI в. Монголия и Прибайкалье были заселе­ны монголоязычными племенами. Однако племена не представляли единого целого, были слабо связаны друг с другом, говорили на разных диалектах. Первые упоми­нания о бурятских племенах содержатся в «Сокровенном сказании» и относятся в началу XIII в. В 1206 г. Чин­гисхан направил старшего сына Джучи с войском для покорения «лесных» народов, которые не подчинились монгольским завоевателям. Джучи покорил эти народы, в числе которых оказались ойраты, буряты, баргуты, убсусы, хабсаги, тубасы. Представители этих народов, вы­ражая желание мира, преподнесли монголам белых кре­четов, белых коней и черных соболей.
Корни бурятского народа, однако, можно проследить и гораздо раньше XIII в. В том же «Сокровенном сказа­нии» повествуется о прародительнице монголоязычных народов Алан-гоа и ее сыне Бодончаре: «А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумско-го, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была до­черью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Бар­гучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун». Следовательно, еще задолго до Чингисхана хори-туматы представляли собой племенное объединение, позднее вошедшее в состав бурятской народности. Меж­ду временными периодами, когда жили Алан-гоа и Чин­гисхан, насчитывается десять поколений. Перечень имен предков в родословной Чингисхана позволяет опреде­лить, что Алан-гоа жила во второй половине IX в. Отсю­да можно сделать и вывод о существовании еще в IX в. племенных группировок, которые впоследствии состави­ли ядро бурятского народа.
Особняком здесь стоят взгляды Н. П. Егунова, кото­рый зарождение протобурятских группировок уводит в железный век, хотя культура этого века, известная по археологическим исследованиям, не дает оснований для определенного вывода о национальной принадлежности ее носителей.
Сейчас среди исследователей преобладают взгляды о том, что буряты пришли в Прибайкалье из других кра­ев. Эти взгляды сформировались после прихода к Байка­лу русских, которые проявляли исключительный интерес к прошлому аборигенного населения Сибири, к его про­исхождению и связям с другими народами Азии. Они об­ратили внимание на большое сходство внешнего облика бурят с калмыками, а также на сходство обычаев и об­раза жизни этих народов. Поэтому в официальных доку­ментах XVII в., в исторической и географической лите­ратуре получила распространение концепция общности происхождения бурят и калмыков. Эти взгляды развива­лись и позднее. В XVIII в. появились мнения об общно­сти бурят и ойратов — монголоязычного народа, насе­ляющего западные районы Монголии. Сторонником этой точки зрения был «отец сибирской истории» Г. Ф. Миллер.
Концепция калмыцкого (ойратского) происхождения бурят сохранялась в науке до XIX в. При этом буряты безоговорочно признавались пришлым населением края. Считалось, что в районы Прибайкалья они перекочевали с Алтая и из Джунгарии.
Кроме того, высказывались предположения о непос­редственном отчленении бурят от монголов и приходе их в районы Прибайкалья из Восточной Монголии.
Оригинальные взгляды на этногенез бурят высказал в конце XIX в. этнограф и путешественник Г. Н. Потанин. Проникновение монголов на территории, ранее занятые тюркскими народами, по его мнению, характеризовалось не молниеносным завоеванием и уничтожением тюрк­ских племен, а медленным продвижением монгольских группировок на территории тюркских народов, постепен­ным приобщением к их быту и образу жизни. В резуль­тате в «тюркском море» появились крупные «острова» и «архипелаги» монголов. Тюрки постепенно были оттес­нены из мест обитания. Доказательство этому Г. Н. По­танин видел в современной географической локализации монголов и тюрок. Если первые занимают крупные пло­дородные долины, то вторые, как правило, расселены в горах. Таким же образом шло, по мнению Г. Н. Потани­на, вторжение в тюркский мир бурят, которые распрост­ранились, как он писал, «вдоль степных долин Селенги и Ангары, оттесняя тюркское племя (сойотов и карагасов) на юге в Саяны».



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 4179 | Рейтинг: 4.9/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>