Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 13.10.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


История и этногенез бурят и якутов - 4
Мнение о постепенном проникновении монгольских племен разделяется рядом современных исследователей. Интересные результаты получены М. Н. Мельхеевым, который привлек для выяснения вопроса данные о гео­графических названиях (топонимах) на территории со­временного расселения бурят и о названиях бурятских родов (этнонимах). Всего среди бурят насчитывается 223 рода, которые объединяются в четыре племени (бу­лагаты, эхириты, хори и хонгодоры) и Селенгинскую родоплеменную группировку.
 
Племя булагатов («соболевщиков») занимает запад­ную часть ареала. Отдельные роды, принадлежащие к этому племени, проживают по Селенге и Баргузину. Ис­торически булагатов можно рассматривать как предста­вителей «лесных» народов, занимавшихся в основном пушным промыслом. В состав племени булагатов входят многочисленные пришлые, инородные родовые и родо-племенные группировки. Среди них преобладают выход­цы из Джунгарии (Средняя Азия), некогда отделившие­ся от монголоязычных ойратов. Существуют ответвления от основных булагатских родов, образующие немного­численные, часто состоящие из нескольких семей, само­стоятельные роды (бозо, бохолдой, олой и другие). В племя булагатов входит также род курумча (хурумша). Некоторые исследователи считают, что он яв­ляется непосредственным потомком курумчинцев (ку­рыкан). Однако М. Н. Мельхеев больше склонен раз­делять мнение С. П. Балдаева о том, что в XVI в. в Джунгарии проживал некий Хурумша, четверо сыновей которого переселились в Восточную Сибирь, основав на реке Мурин четыре улуса курумчинско-го рода.
 
Племя эхиритов (смысловое значение слова «эхирит» не поддается расшифровке) расселено в основном по ре­ке Куда, правому притоку Ангары, и в верховьях Лены, а также в Приольхонье, на Ольхоне и по Баргузину. Основу племени эхиритов составляют восемь родов — абзай, баяндай, бура, олзойтон, хэнгэлдэр, шоно, нэхэлэй. В составе племени насчитывается около шестидеся­ти родов-ответвлений: арвангут, балтай, бахай и др.Не-которые из этих родов многочисленны и делятся на ряд костей. Так, род кырма имеет шесть костей: тухум, шодор, холбат и др. Пришлых родов среди эхиритов по сравнению с булагатами немного, но они есть — это ро­ды цэгэнуд, нагатай, хэнхэн и др. В племя эхиритов входят также выходцы из Джунгарии, эти роды носят названия цветов древних знамен монголов: боронуд (се­рые), харануд (черные), хурунуд (коричневые), хухунуд (синие), шарануд (желтые).
 
Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют одиннадцать хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. Хоринский диалект лежит в основе бурятского литератур­ного языка.
 
Племя хонгодор (от слова «хон» — «лебедь») скон­центрировано в низовьях рек Иркут, Китой и Белая. Сюда роды хонгодоров переселились из Монголии еще до прихода в край русских. В племени роды не имели соб­ственных названий и именовались обычно по порядку: первый хонгодорский род, второй, третий и т. д. К этому добавлялось еще имя родоначальника, правившего родом в данный период. К племени хонгодоров иногда примы­кали бурятские роды — хабарнут, шошолок и др.
 
Родоплеменные группировки селенгинских бурят включают как коренных обитателей края, так и предста­вителей монголоязычных родов и племен, вышедших из Монголии. Наиболее крупные роды селенгинских бу­рят — атаган, сартул, цонгол, табангут, хатаган.
 
Анализ топонимов и этнонимов позволил М. Н. Мельхееву наметить общую картину расселения и передвижения бурятских родоплеменных групп. По его мнению, можно говорить о расселении в древности ку-рыкан, кераитов, тункаитов, найманов, меркитов (удуи-тов), байырку, баргутов, тангутов, дауров, сойотов, как это показано на карте. От многих народов остались лишь осколки. На карте выделены географические на­звания, которые, несомненно, произошли от древних наименований. И среди них можно видеть самые круп­ные современные центры края — города Иркутск и Улан-Удэ. Все это свидетельствует об ассимиляционных этнических процессах, происходивших в тюркско-монгольском взаимодействии. Доминирование в этих про­цессах монголизации было связано с бурятской экспан­сией с востока на запад. Экспансия бурятских племен приводила к ассимиляции, быстрой или сравнительно медленной, древних народов, к превращению их в бу­рятских данников — кыштымов. Среди древних племен, подвергшихся ассимиляции, были как тюрко-, так и монголоязычные. К тюркам М. Н. Мельхеев относит оп­ределенно курыкан и найманов. Монголоязычными он считает баргутов, кераитов, тункаитов, меркитов (удуи-тов), тангутов, дауров. Он выделяет также монголизиро-ванных тюрок, каковыми считаются байырку.
 
Бурятская экспансия более четко заметна в районах Присаянья, где она, как это можно видеть на представ­ленной здесь карте, придерживалась «столбовой дороги», пролегавшей в основном по равнинным местам, поперек долин больших рек. Самым западным пунктом этой экс­пансии явился район современного города Канска.
 
Такого анализа истории заселения края бурятами, как это сделал М. Н. Мельхеев, никем не проводилось. Из анализа можно видеть, что движение в Приангарье племен, которые позднее вошли в состав бурятского на­рода, происходило с востока. Оно сопровождалось вытес­нением и ассимиляцией тюркских племен, что и выра­зилось в значительных заимствованиях из тюркских языков. Заимствованными оказались и географические названия, которые вместе с исконно бурятскими (мон­гольскими), несомненно, и ныне бытуют у бурят. Эти названия вошли в этнонимы бурятских родов, сохрани­лись в названиях поселений, гор, рек. Их так много, что они создают широкую основу для общего вывода о зна­чительных тюркских заимствованиях в бурятском языке.
 
Взгляды М. Н. Мельхеева о пришлости бурят в При­байкалье и вытеснении ими тюркских племен создают основательную историческую платформу для концепции, согласно которой слово «байгал» выводится из тюркских языков.

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 6680 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>