Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 26.04.2024, 09:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Героический эпос - 3
В олонхо часто встречаются различные географиче­ские названия, часть которых имеет точную или предпо­ложительную привязку к природным объектам. Чтобы понять, насколько реальны эти названия и можно ли их привязать к каким-либо объектам, ознакомимся с общей картиной мироздания в олонхо, состоящего из верхнего (небо), среднего (земля) и нижнего (преисподняя) ми­ров. Верхний мир заселен божествами, а также злыми чудовищами. Средний мир — «осьмикрайняя, об осьми ободах, бурями обуянная земля» — изображается в виде сковородки. А по краям, там, где он сходится с небом и преисподней, угол земли, в синеватой дымке, загнут, как концы охотничьих лыж. В центре земли произраста­ет восьмиветвистое священное дерево Аар-Лууп-Мас, где обитает дух хозяйки земли Аан-Алахчын-Хотун. Сред­ний мир заселен богатырями, от которых произошел род людей уранхай-саха. Нижний мир находится на севере, за горами. В этом мире всегда пасмурно, солнце и луна щербаты, растительность чахлая, без цвета и запаха. Здесь обитают племена, враждующие со средним миром. Богатыри нижнего мира ездят на быках, змеях и дра­конах.
В эпосе упоминается много морей. Море Одун, или Сюнг,— это Мировой океан, служащий «ложем» земли; Муус-Кудулу — Ледовитый океан в нижнем море; Уот-Кудулу, или Кудулу,— огненное море в нижнем мире; Любийэ — залив моря Муус-Кудулу; Нюдулу — огнен­ное море близ жилья мудреца Сээркээн Сэсэна; Энгсэ-ли-Кулахай — огненное море с висящим над ним кана­том Халбас-Хара, на который садятся для последнего боя богатыри, испробовавшие до этого все виды борьбы.
Слово «байгал» в значении собственного имени в эпосе применяется к двум природным объектам — Ледо­витому океану и Байкалу.
Ледовитый океан — Муус-Кудулу — иногда получа­ет дополнительное название Байгал, о чем можно су­дить по следующему отрывку из эпоса:
...И вот глубоко под землей, На распутье восьми дорог, На узле девяти дорог Увидел Юрюнг Уолан Не виданное никем до того: Грозное в величьи своем, Слышное за девять дней Шумом прибойных волн, Ощутимое за шесть дней Студеным дыханьем своим, Различимое за три дня Всплеском вздымающихся валов. Мутно-реющее В безбрежья своем, Бескрайнее ледовитое море Муус-Кудулу-Байгал Раскинупось перед ним...
Вероятно, к Ледовитому океану относится также опи­сание моря-байгал в одной из песен олонхо, где повест­вуется о небесных конях, рванувшихся вскачь. Леденя­щие ливни, густые снега, черные ветры обрушились на землю...
...По широкой луке морской, По круче береговой, Над кипящей бездной Одун, Над шумящей пучиной седой, Петляя с южной ее стороны, Резво пробежали они... Студеное море-байгал, Чей не изведан простор, На чьи недоступные берега Ничья не ступала нога. По тучам, свистя и шумя. Перелетели они... Огромный срединный мир По окраинным ободьям его, По кругу великому обежав, С грохотом вокруг облетев. По выгонам Старика Даадара, Мимо конных его варков Весело пронеслись Небесные скакуны...
В олонхо упоминается и само озеро Байкал. В неко­торых текстах, как сообщает Г. У. Эргис, он называет­ся Дьэнгкэрэ байагьал — прозрачноводный Байкал — или Ангхара байагьал — Ангарский Байкал. В текстах олонхо, записанных К. Т. Оросиным, описываются бай­кальские волны. Нюргун Боотур, вскочив на коня, по­скакал на середину пречистой долины. В это время с се­вера налетела волна шумного ветра...
...Талые деревья полегли
Как сухожилья спинные,
Крепкие деревья полегли
Как бычьи хвосты,
Высокое небо заколебалось.
Словно вода в лукошке берестяном;
Преисподняя, страна адская, расплескалась,
Как помои в лохани,
Средняя страна заколебалась,
Как зыбкая трясина;
Морские волны взболтались,
Байкальские волны взбушевались;
На противоположной стороне долины
Повалились вершины утесов;
Вся долина запылала огнем молний...
И при описании поисков Нюргун Боотуром красави­цы Юкэйдээн, похищенной духом Огнеомутного моря, снова повторяется, что байкальские воды взбаламути­лись от того, что фыркнул конь Нюргун Боотура.
Факт приложения слова «Ангхара» в виде эпитета к названию Байкала в якутском эпосе подробно рассмот­рел Г. В. Ксенофонтов. Он полагает, что слово «джэнг­кэрэ» — «прозрачный», встречающееся в языке север­ных якутов, изменялось по следующей схеме: джэнгкэ­рэ — джангхара — ангхара — ангара. Оно дало начало названию реки Ангары («прозрачноводная») и, применя­ясь к названию озера, отмечало особое свойство бай­кальских вод — их необычайно высокую прозрачность. Вместе с тем Г. В. Ксенофонтов не исключает возмож­ность воспроизведения якутского «джэнгкэрэ» от бурят­ской и монгольской форм — «цэнкир» и «санхир» со значением «голубой, лазуровый».
Средний мир — земля — в эпосе изображается с большой теплотой и любовью. В этом мире расположена великая долина Кыладыкы. Кругозор ее необозрим, про­стор — неизмерим. Трава в долине зелена, деревья гус­то цветут. В ней водится много крупной и мелкой дичи, там всегда, круглый год, поют кукушки. Именно здесь расположены Байкал и еще одно море — Араат бай гал, под которым некоторые исследователи подразумевают Аральское море. О нем в эпосе П. Ойунского говорится так:
...Далеко, где желтеет склон
Западных холодных небес,
Под грядою клубящихся облаков
Раскинулось широко.
Вздуваясь темной водой,
Разбиваясь о берег пенной волной,
Играет, бушует, гремит
Великое море Араат.
Через просторы моря того
Птица не перелетит.
Восемь заливов его
Вторгаются в грудь земли,
За восемь дней пути
Слышно, как грохочет прибой...
На море волненье всегда,
Леденящим холодом дышит оно,
Не стихают бури на нем никогда,
Не умолкает прибой никогда.
А что лежит за морем Араат?
Там — под нижним краем
Закатных небес —
Подымаются, словно белый дым,
Громоздятся, как облака,
Белые горы в снегу.
На хребте синеющих этих гор
Обрывистые утесы торчат.
Вершины острые их,
Словно копья широкие, поднялись...
Как ступенчатые горловые хрящи,
Громоздятся скаты каменных гор.
Здесь берет начало
Широкий, большой
Перевал Кээхтийэ-Хаан...
Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 2557 | Рейтинг: 4.9/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>