Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 25.04.2024, 14:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Героический эпос - 4
В связи с тем, что в якутских олонхо, по мнению не­которых исследователей, упоминается Аральское море, выдвигалась идея прихода якутов с запада. Однако один из видных исследователей якутского эпоса Г. У. Эргис придерживается иного мнения. Отстаивая версию о при­ходе якутов на Лену из районов Прибайкалья, он пи­шет: «...в олонхо слышится отзвук пребывания предков якутов в более теплых краях. Так, почти во всех олонхо к западу от местожительства героя находится Арат-Бай-гал. По-видимому, это память об озере Байкал, около которого в древности жили предки якутов. Теперь вся­кое море называется "байгал". В этом утверждении чув­ствуется полууверенность — "отзвук", "память", но все-таки сама мысль ясна — возможно, что Байкал не­когда назывался... Арат-байгал». К сожалению, Г. У. Эр­гис свое мнение не подкрепляет какими-либо доводами.
Наряду с морем Араат в олонхо иногда упоминается море Араал.
Итак, мы видим, что слово «байгал» употребляется в героическом эпосе бурятского и якутского народов в раз­ных значениях. В эпосе «Гэсэр» оно никогда не исполь­зуется в нарицательном значении, а «море» передается через «далай» или, в редких случаях, через «нуур». В бурятских вариантах эпоса Байкал и Лена упомина­ются в сравнительном плане, что наряду с фактами про­никновения в эпос географических названий позднейше­го времени не дает полной уверенности в решении рас­сматриваемого вопроса. И все-таки при описании земли иногда встречаются скупые упоминания о Байкале вме­сте с широко представленным в эпосе Алтаем. Это дает нам основание утверждать, что бурятские версии эпоса окончательно оформились в районах Прибайкалья, Приангарья и Верхней Лены.
Иная картина наблюдается в героическом эпосе яку­тов. В олонхо часто употребляется слово «байагьал» в нарицательном значении — «море». Более того, в эпосе упоминаются Байкал и Ангара, в нем говорится о бай­кальских волнах и ветрах.
Объяснение здесь может быть одно — героический эпос создавался в глубокой древности и совсем не в тех краях, где ныне обитают бурятский и якутский народы.
Бурятский «Гэсэр» сродни одноименному эпосу мон­голов, хотя монгольская «Гэсэриада» бытует в прозе, а бурятская — в стихотворной форме. Оба эпоса имеют, несомненно, одни исторические корни. Некоторые вари­анты бурятского эпоса, например унгинский, близки к монгольскому, хотя сюжетные линии повествования не­сколько различаются: и здесь, и там одинаковы имена небожителей, одинаково названы земля, преисподняя.
Бурятский «Гэсэр» был создан на основе монгольско­го эпоса, а последний ведет происхождение от тибетско­го «Гэсэра».
Время сказалось в многочисленных напластованиях, проявившихся как в сюжете и композиции произведе­ний, так и в перечне действующих лиц. В частности, многие исследователи видели в Гэсэре историческое ли­цо и отождествляли его с такими историческими лично­стями, как Хуан Ди — китайский император глубокой древности, Цезарь, Александр Македонский, Чингисхан, Госыло — князь из Северо-Восточного Тибета. Но все эти попытки, как замечает бурятский исследователь эпоса М. П. Хомонов, несостоятельны. «Гэсэр», скорее всего, не историческое сочинение, а целый свод произве­дений, принадлежащих разным народам и написанных в разные эпохи. Далее М. П. Хомонов отмечает, что гео­графическую локализацию «Гэсэриады» установить трудно, можно лишь предполагать самые различные рай­оны Азии — «от тропической реки Ганг до холодного Амура, от солнечной Хуанхэ до сумрачной Лены». Ес­ли же ориентироваться на тексты самого эпоса, то там ведется повествование о типично степных ландшафтах, образе жизни, присущем кочевникам. Вместе с тем в нем содержатся сведения об условиях, которые более ха­рактерны для лесостепной полосы Северной Монголии и Южной Сибири. Так что сведения, содержащиеся в са­мом эпосе, не дают возможности определить место, где он был создан.
Следовательно, при исследовании этого вопроса надо ориентироваться на исторические сведения. А они гово­рят о том, что истоки бурятского «Гэсэра» лежат в Мон­голии, в районах Центральной Азии.
Якутский эпос повествует о приходе на Лену групп лесных охотников и рыболовов. Они продвигались на се­вер постепенно. Причиной их продвижения были не только межплеменные войны, но и нехватка в степях и лесостепях звероловческих угодий. В олонхо рассказыва­ется о приходе на Лену богатого Омогоя и бедного Эллея.
Олонхо родились на старой родине якутов, где-то в. южных степных краях. Академик А. П. Окладников под­робно рассмотрел, где может находиться эта страна. В пользу того, что олонхо были сложены в южных кра­ях, говорят многочисленные свидетельства. В олонхо рассказывается о теплом южном море, которое никогда не замерзает; в краях, где происходят события, водятся тигры и львы, народ разводит верблюдов и овец; на ро­дине богатырей никогда не заходит солнце, никогда не желтеет трава, кукушки не перестают куковать, никогда не валятся деревья; народ там живет в юртах, а не в до­мах. А. П. Окладников на основании этих фактов за­ключает: «Таким образом, якутский фольклор и язык в полном согласии доказывают, что предки якутов когда-то жили на юге, в таких местах, где климат был значи­тельно мягче и теплее климата современной Якутии. В этой стране имелись настоящие степи рядом с таежны­ми массивами, горными хребтами и возвышенностями...»
Вместе с тем среди исследователей нет единства мне­ний по вопросу о том, откуда же пришли якуты на Ле­ну, где их древняя прародина. Одни настаивали на вер­сии о приходе якутов из Северной Монголии и предками их считали древних орхонских тюрков. Другие полагали, что якуты пришли с берегов Аральского моря, ибо в эпо­се упоминается Аррат Байагьал — скорее всего, Араль­ское море.
Но так далеко искать прародину якутов, считает А. П. Окладников, не нужно. Он приходит к выводу, что прежде якуты жили в верховьях Лены, в Прибайкалье и ближнем Забайкалье. Этот же вывод отстаивают Г. В. Ксенофонтов и Г. У. Эргис. По-видимому, именно в этих районах и родился эпос якутского народа.
Итак, сведения о месте создания героических эпосов многое проясняют. Становится понятным, почему в олонхо поется о байкальских волнах и ветрах, почему говорится о прозрачноводном и Ангарском Байкале.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 3267 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>