Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 27.04.2024, 11:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


ОСТАТКИ ПОНТОННОГО МОСТА ЧЕРЕЗ АНГАРУ

 

А.В. Дулов

 

ОСТАТКИ ПОНТОННОГО МОСТА ЧЕРЕЗ АНГАРУ

 

Проходя или проезжая по мосту через Ангару в сторону вокзала, многие иркутяне невольно обращают снимание на хорошо видные под во­дой остатки каких-то сооружений, идущих тремя параллельными рядами около левого берега ре­ки. Это опоры понтонного моста, игравшего поч­ти полвека важную роль в жизни города. Сей­час можно видеть только остатки ряжей (протя­нувшихся почти на 30 м) — ящиков, основу ко­торых составляли стенки из горизонтальных ря­дов брусьев, заполненные внутри крупными кам­нями. У правого берега Ангары, около здания, занимаемого ныне областным советом ВООПИК, можно усидеть торчащие из здания части бре­вен — следы еще одной береговой опоры моста.

 

Переправа через реку к селению Глазково издавна была важна для иркутян. В пергой по­ловине XIX е. перевоз через Ангару, называв­шийся Троицким, располагался между нынеш­ними улицами Российской и Чкалова. Карбаз переплывал Ангару за полчаса. В 1850-х гг. пред­приниматель Либгарт устроил «самолет» — так называли паром, который можно было применять только на реках с быстрым течением. Посереди­не Ангары Либгарт установил массивный якорь, соединенный длинным {около 300 м) тросом с паромом. Силой течения паром, в борт которого била струя воды, пересекал реку всего за четы­ре минуты. Этот перевоз находился на месте береговой опоры современного моста через Ан­гару.

 

Однако городу требовалась постоянная пере­права. В январе 1891 г. в газете «Восточное обоз­рение» появилась заметка о тем, что Городская дума решила строить понтонный мост. Стоимость его определялась в 51,8 тысячи рублей. Проект моста составил городской архитектор В. А. Рассушин. Дума провела торги, в результате кото­рых основные работы по строительству моста были поручены цеховому Пашковскому и каза­ку Челпанову.

 

Мост имел первоначально 16 понтонов (барж), между которыми лежал деревянный настил. Мост укрепили якорями и цепями, изготовлен­ными на Николаевском железоделательном заво­де. 24 июня 1891 г. после торжественной цере­монии состоялось открытие моста. Ленту перед мостом разрезал будущий царь Николай II, про­бывший в городе несколько дней при возвра­щении из кругосветного путешествия. Поэтому сооружение вскоре получило название «Моста Цесаревича Николая». Пользу моста иркутяне по­чувствовали быстро. Так, если перевоз лошади и экипажа обходился раньше в 20—40 коп., то теперь он стоил лишь пять копеек. «Преимуще­ства нынешней переправы через Ангару — по мосту резко сказываются особенно теперь в темные, осенние, нередко бурные ночи. Бывало, в такую ночь Христом-Богом не упросишь пе­ревозчиков перевезти, какая бы у тебя ни была нужда, а теперь ни темнота, ни ветер препят­ствия не представляют»,— писало «Восточное обозрение». В другой заметке говорилось: «Понтонный мост красив — это правда...»

 

В период с мая по октябрь мост разводился ежедневно по утрам с 4 до 6 часов. С 1 сентяб­ря его разводили позднее — с 10 до 11 часов 30 минут. Суда и плоты, которые не могли прой­ти в пролеты моста, ждали его развода. Для это­го выводили второй и третий понтоны у пра­вого берега, после чего суда «тихо и осторож­но» проходили мост. За повреждение моста вла­дельцы судов штрафовались. Один такой случай произошел уже в 1891 г. При буксировке плота корма парохода «Бурят» «...наскочила на якор­ную цепь понтона, а течением поворотило паро­ход и посадило его на понтоны. Цепи сдали, а пароход, как пьяный кит, лежит на боку в це­пях». В этот день (12 июля) движение по мосту пришлось прекратить.

 

При проходе через разведенный мост вла­дельцы судна платили по 1 рублю, а лесного плота — по 16 копеек. Во время ледостава и вскрытия реки мост приходилось разводить на длительное время. Нередко понтоны уносились рекой, и мост после этого восстанавливали. Так было, например, в 1900 г. во время ледохода. От моста начиналась важная магистраль горо­да — улица Троицкая (ныне — 5-й Армии), назван­ная так по имени ближайшей церкви.

Читать дальше

 

 








 

Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 6579 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>