Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 27.04.2017, 22:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Здравствуй, Байкал! ч.2


Култук - порт Байкал - 1
Участок 1: пос. Култук — ст. Маритуй — порт Байкал, 84 км, 22 часа чистого времени, сред­няя скорость — 4 км/час.
 
Такого места больше нет на Байкале — на нем нет уклонов, и от самого начала, 156-го километра до порта и станции Байкал на 73-м километре, путник теоретически не поднимается ни на один метр. Именно об этом участке сказал иркутянин П. Тайменев в путевых замет­ках «Несколько слов о Сибирской железной дороге», опубликованных в журнале «Природа и люди» в Петер­бурге в 1890 году: «По нашему глубокому, незыблемо­му убеждению, Сибирская железная дорога — это несо­крушимый памятник культуры 19-го века, это проявле­ние русского национального величия, это исполнение нравственного долга современников перед лицом гря­дущих поколений, это одна из лучших страниц современ­ной русской истории, это вступление на порог двадцато­го столетия».
 
Как ни удивительно, туристский бум на этом отрезке Кругобайкальской железной дороги качался лишь после ее «открытия» рядом газетных публикаций в иркутских областных газетах в семидесятые годы. Отчасти это свя­зано с развитием скалолазания на берегах Байкала. Раньше это был самый экзотический участок Транссиба лишь для пассажиров поездов, особенно следующих на восток, для которых на станции Байкал священное озе­ро распахивалось вдруг и сразу, во всей своей исполин­ской красоте и мощи. Еще бы, такое до сих пор вряд ли где увидишь не только у нас, но и за рубежом: с одной стороны вздыбленные аквамариновые валы прибоя бук­вально лижут вагонные колеса, с противоположной, как ни пытайся, не увидишь из окна верхушки скального обрыва. А поезд то и дело нырял во мрак бесконечных тоннелей, на коротких остановках на многочисленных полустанках шла бойкая торговля не менее экзотичес­ким омулем «с душком».
 
Строитель, пришедший сюда в 1899 году долиной Ан­гары, встретил необыкновенные технические трудности. Олхинское плато на протяжении всего участка стенообразно обрывается здесь в озеро, берег в значительной степени сохранил свой тектонический рельеф. Сложен­ный очень прочными кристаллическими породами — гранитами, гнейсами, кристаллическими сланцами,— он сравнительно мало подвергся изменениям за миллионы лет, по конфигурации мало изрезан и практически не имеет глубоких и удобных бухт для приема и отстоя судов. Тем не менее суровые климатические условия, ко­торые способствуют интенсивным процессам физическо­го выветривания, высокая сейсмическая активность благоприятствуют развитию скальных обвалов и осы. пей.
 
Вот почему линию пришлось прокладывать на выруб­ленных в скальных склонах полках, порой с укреплением каменной облицовкой нагорных откосов на большую высоту. Зачастую это требовало такого значительного объема работ, что трассу было выгоднее уложить на насыпях с применением подпорных стен большой высо­ты, порой на мостах через бухты и пади, а чаще всего приходилось возводить эти сооружения в комбинации. Нередко строительство тоннеля было единственным вы­ходом (трасса создавалась с двух концов). Их строили сразу под два пути, применяя облицовку из естествен­ного камня, и сегодня циркульные своды порталов тоннелей с замковыми камнями, на которых навечно начертаны даты постройки, поражают тщательностью отделки и красотой, слитой в гармонии с окружающей дикой природой. Много хлопот доставляли места про­хода камнепадов — полотно дороги защищалось тогда железобетонными или каменной клади галереями. Была учтена и разрушающая работа волн — волноломы, волнобойные стены повторяют очертания берега почти на всем протяжении.
 
Иногда не только в одном месте — в одном разре­зе! — пришлось построить до десяти сооружений. Имен­но такое место есть перед станцией Маритуй: водоток нужно было провести над сооружениями и отвести к Байкалу, однако сделать это на обрыве непросто. И сегодня, когда подходишь со стороны порта Байкал к этой блестяще с инженерной точки зрения воплощенной с камне и бетоне головоломке, с невольным восхище­нием прослеживаешь путь ручья: высоко наверху, где не то что разместить строительные конструкции, мате­риалы и механизмы—стоять, кажется, негде — его на­травили в бетонный быстроток, затем он попал в камен­ный водобойный колодец, откуда за порталом тоннеля был заключен в лотковый быстроток, затем помещен в канал, а так как на пути оказались высокая подпорная, а затем волнобойная стены, его пришлось провести над ними в консольном железобетонном водосбросе.

 

 

Категория: Здравствуй, Байкал! ч.2 | Добавил: anisim (06.09.2011)
Просмотров: 1141 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>