Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 20.09.2020, 12:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


В.П. Сукачев и сибирское искусство - 1
В П. СУКАЧЕВ  И  СИБИРСКОЕ ИСКУССТВО
В галерее Сукачева было значительное собрание русской живописи в основном второй половины XIX века, его современников, несколько полотен западноевроевропейских художников и лишь отдельные произведения художников, связанные с Сибирью.
То, что мы смогли выя­вить и собрать, дало воз­можность в филиале наше­го музея, бывшем соборе Богоявления, открыть выс­тавку. Она организована на материалах экспонатов, соб­ранных в экспедициях, по­лученных музеем в дар и приобретенных у частных лиц. В результате образова­лось обширное собрание творчества не только мест­ных, но и заезжих в Сибирь художников, в какой-то степени повлиявших на развитие  искусства   края.
Выставка «Изобразитель­ное искусство Сибири», де­монстрирующаяся с 1986 го­да, вызвала значительный интерес у зрителей. Приве­ту наиболее емкие выдерж­ки из вступительной статьи г каталогу: «Коллекция си­бирского искусства музея формировалась на протяже­нии столетия. Первые про­изведения входили в собрание В. П. Сукачева, основателя картинной галереи в го­роде Иркутске. В настоящее время она включает произ­ведения дореволюционного и советского периодов. Рабо­ты местных художников, приезжих мастеров воспевают людей и природу Сибири прошлого и настоящего.
Корни изобразительного искусства Сибири восходят к эпохе палеолита. Первый памятник палеолита в нашей стране был открыт в Иркутске в 1871 году. В годы Со­ветской власти древние поселения эпохи палеолита от­крыты видными советскими учеными М. М. Герасимо­вым и А. П. Окладниковым у деревень Мальта и Бу­реть Иркутской области. Четыре небольшие скульптур­ные фигурки человека и летящей птицы из Бурети пе­реданы А. 11. Окладниковым в дар музею.
Музей обладает уникальными наскальными изображе­ниями, относящимися к новокаменному веку (Каменные острова на Ангаре). О них А. П. Окладников писал: «Де­сятки поколений людей сменялись у этих скал и оставля­ли своим потомкам все новые рисунки. Рисунки эти... по­ражают нас своим высоким чувством реальности, удиви­тельно дерзки смелостью экспрессивного   штриха». К ним можно присовокупить скульптурную головку лося, каменные грузила в виде рыбок эпохи неолита. Они бы­ли подарены музею старейшим археологом Сибири П. П. Хороших. Не менее ценными из предметов перво­бытного искусства можно считать три схематичные культовые скульптурки из бивня мамонта с изображе­нием человека. Их отличают большие головы, удлиненные туловища с короткими ногами и руками. Найдены они экспедицией Окладникова в одном из погребений могильника  Усть-Уда на Ангаре.
Коллекция музея широко освещает искусство курыкан VI — X веков, живших в южной части Прибайкалья. Скотоводы, охотники и земледельцы, курыкане сыграли значительную роль в культурной жизни Сибири. В соб­рании музея — рисунки лошадей, оленей и других животных, высеченных на каменных плитах (найдены А. П. Окладниковым у деревни Базой Усть-Ордынского района Бурятского автономного округа), костяные пла­стинки с изображением оленя (подарены ленинградкой Е. Ф. Седякиной).
Уникален фрагмент керамического сосуда с изобра­жением двух скачущих всадников, стремительный бег которых контрастирует со статичным изображением го­ловы «популярного в Средней Азии божества — Гонат-шаха, пастуха царя. Фрагмент найден при раскопках Курыканского городища на реке Унте неподалеку от Балаганска.
Во времена Сукачева принято было коллекционировать произведения живописи или гравюры, как это делал его предшественник иркутянин В. Н. Баснин. Что каса­ется местного творчества, то такое не собирали. Поэтому перед нами возникла необходимость — дополнить и рас­ширить коллекцию Сукачева предметами искусства, свя­занными непосредственно с сибирским краем. Привлека­ли мы сюда произведения первобытного творчества, бо­лее позднее народное искусство края, иконы и церков­ную деревянную скульптуру, созданные на сибирской земле в XVII — XVIII веках.
В результате перед нами вырисовалось многое, досе­ле неведомое. Развитие изобразительного искусства Си­бири начинается со времени возникновения городов. В XVII — XVIII веках в Иркутске работали талантливые живописцы,    серебренники, резчики по дереву. Мастера ехали с севера Руси, с Украины, из Москвы, приволж­ских городов. Землепроходцы и переселенцы везли сюда иконы, произведения декоративно-прикладного искусст­ва. Величие и мощь природы Сибири, энергия людей, ос­ваивавших этот суровый край, накладывали отпечаток на чуткие души художников. Многие оставались здесь навсег­да, учили своему искусству детей и внуков.
В Сибири выросли художественные силы. В Иркутске 70—80-е годы XVII века жил иконник Микита Варфо­ломеев, записавшийся в иркутские посадские. В конце
XVII века воеводой Иркутска служил бывший живопи­сец Посольского приказа Оружейной палаты Леонтий Кислянскнй. Известно, что епископ Иннокентий Куль­чицкий, возглавляющий Иркутскую епархию в 1727 — 1731 годы, занимался иконописанием. В первой половине
XVIII века здесь работали иконописцы Никон Красовский, Стефан Иванович Копылов, Иерофей Филимонов, штатный иконописец при Иркутском архиерейском до­ме Гавриил Иванович Озерков. С середины XVIII века в Иркутске возникают иконописный и серебряный цеха, цех резного дерева, в которых работают по нескольку десятков мастеров, главным образом потомственные ир­кутяне. В это время складываются уже целые династии художников. Например, в иконописном цехе с 60-х го­дов XVIII века до 20-х годов XIX века работали один­надцать Родионовых из четырех поколений. Много за­мечательных мастеров дал род Харинских».
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1327 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>