Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 08.03.2021, 08:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


В.П. Сукачев и сибирское искусство - 2
«Искусство иркутских резчиков по дереву также представлено в коллекции музея. Из архивных данных известно, что в иркутских церквах деревянная скульп­тура встречается уже в начале XVIII века, а во второй половине века существовал цех резчиков по дереву. До недавнего времени представить творчество этих масте­ров можно было лишь по домовой резьбе XIX века. В 1979—1981 годах в подвалах иркутской Крестовоздвиженской   церкви было найдено 20 скульптур, большую часть которых можно датировать XVI11 столетием. В деревянной скульптуре наблюдались те же процессы, которые характерны для иконописи. Здесь работали ма­стера, приехавшие с русского Севера — в их традициях выполнены скульптуры «Богоматерь» п «Иоанн Бого­слов», с Украины их творческая манера прослежива­ется в скульптуре «Богоматерь» и «Иоанн Богослов». В некоторых произведениях появляется сибирская само­бытность: «Распятие», «Христос» с монголоидным ли­цом; «Иоанн Богослов» — образ святого напоминает ка­менного идола».
Сибирские иконописцы создавали также парсуны царей и епископов. Из сибирских парсун XVII — XVIII веков в музее хранятся портреты русских царей и не­сколько изображений Ермака Тимофеевича. Портреты Ермака выполнены, вероятно, по одному привычному образцу. Имеются лишь некоторые различия в трактов­ке лица и одежды. Мы знаем, что во второй половине XV111 и начале XIX века в Сибири в губернских и во­еводских канцеляриях, в домах чиновников и купцов наряду с портретами царствующих особ считалось мод­ным иметь портреты Ермака и губернаторов.
Во второй половине XVIII века в Сибири стали появ­ляться портреты, сочетавшие условные формы парсуны с реалистической передачей модели. В них наблюдаются по­иски воплощения глубины и жизненной достоверности об­раза, одухотворенности индивидуальных черт портретируе­мого. Таков портрет епископа Иннокентия.
В начале XIX века работы иркутских портретистов отличались высоким профессиональным уровнем. При­мером служит «Портрет Иркутского епископа Вениами­на» талантливого художника Михаила Васильева, вы­полненный в 1807 году.
В XVIII —XIX веках сибирских художников интере­совали не только природа Сибири и быт ее народов, но и история края. Тобольский летописец, архитектор, художник. картограф Семен Ремезов иллюстрировал «Чер­тежную книгу Сибири». Во втором томе изображены батальные сцены, бытовые картины, даны типы аборигенов Сибири. Это одна из первых попыток показать в картонках-иллюстрациях с пояснительными текстами поход Ермака в Сибирь. В библиотеке музея имеется издание XIX века, в котором воспроизведены эти рисунки Ремезова.
Сотрудникам иркутского музея удалось расширить коллекцию Сукачева работами, связанными с Сибирью, и профессиональных художников XVIII XX веков, по собранию экспонатов музея мы прослеживаем развитие интереса к изображению Сибири.
Потребность в широком показе самобытной природы края и бурное развитие городов обусловили необходи­мость в состав научных экспедиций включать и худож­ников. В 1733—1743 годах работала экспедиция по изучению Сибири во главе с выдающимся ученым Г. Миллером. Ее членами были художники II. Беркхан и И. Люрсенпус. Они зарисовывали ландшафты, пано­рамы крупных городов, копировали наскальные рисунки древних. В музее из этой серии имеются гравюры — виды Енисейска, Илнмска, Красноярска, Тобольска, Иркутска, Якутска. По манере исполнения рисунки близки  к картографическим  планам того времени.
В состав экспедиции 1785 — 1794 годов Г. А. Сарычева и И. И. Биллингса входил воспитанник Академии художеств Л. А. Воронин. В его рисунках — бытовые сцены, типы народностей, виды природы. С них выполне­ны гравюры братьями И. и К. Ческими, А. Ухтомским, Н. Уткиным и другими. Несколько гравюр выполнены по материалам экспедиции Н. Ф. Крузенштерна 1803 1806 годов. Во время кругосветного путешествия экспе­диция побывала на Сахалине, на побережье Камчатки и Курильских островах. В числе участников похода был художник С.С. Курляндцев.
К экспедиции графа Ю. Головкина в Китай в 1801 го­ду были прикомандированы три художника: А. Марты­нов, Т. Васильев и И. Александров. В 1819 году Марты­новым издано «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы», созданы живописные полотна и акварели сибирского края. К сожалению, в нашем му­зее только один его офорт «Иркутск».
В музее хранится несколько портретов кисти худож­ника-декабриста И. А. Бестужева изображения мест­ных купцов и чиновников.
Значительный след в культуре Сибнии оставил Лео­польд Немнровский, сосланный сюда за участие в поль­ском восстании. По разрешению генерал-губернатора В. Я. Руперта в составе ревизионной комиссии Восточ­ной Сибири художник посетил северную часть края и Камчатку. Рисунки его были опубликованы членом этой комиссии И. Д. Булычевым в альбоме «Путешест­вие но Восточной Сибири и Камчатке» (СПб. 1856). Но в роскошном по тому времени издании имя «государст­венного преступника» Немировского не упоминалось. Часть литографий из этого альбома, воспроизведенных с его рисунков, хранится в музее. Булычев, вероятно, за­думывал выпустить в свет более обширный альбом, ку­да предполагал включить не только виды населенных пунктов сурового края, типы народностей, бытовую об­становку и жизненный уклад аборигенов, но хотел по­казать также животный и растительный мир. Для этой цели по заказу издателя художник-декабрист П. И. Борисов выполнил около трехсот акварелей (281), изображающих птиц, разнообразные цветы и травы Сибири. По какой-то причине работы декабриста в альбом не вошли, и сейчас замечательные акварели, имеющие не только на­учную, но и художественную ценность, хранятся в На­учной библиотеке Московского университета.
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1464 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>