Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 28.09.2020, 00:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Наследие - 4
В 1950 году музею была подарена картина «Увенча­ние Христа терниями». Она привлекла зрителей ма­стерством живописи и глубокой выразительностью. Но автор был неизвестен. Впоследствии оказалось, что это один из шедевров кисти известного голландского живо­писца XVII века — Хендрика Тербрюггена. Это сенса­ционное открытие сделала научный сотрудник Государ­ственного Эрмитажа И. В. Линник.
Один из подарков Н. К. Величко был зарегистриро­ван в книге под названием «Неизвестный художник. Портрет вельможи». При работе над ним реставратор И. И. Рубцова на обороте, под старым дубляжным хол­стом, обнаружила надпись: «Левитекш». Во время рас­чистки лицевой стороны холста от старых наслоений грязи, лаковых покрытий и позднейших записей жи­вопись стала проявляться, у «вельможи» показались в в ушах серьги, а на голове диадема. Оказалось, что работа действительно принадлежит кисти известного ма­стера ХУЛИ века Д. Г. Левицкого и называется она «Портрет Екатерины второй в красном». В дальнейшем определили и еще одно изображение, которое условно называлось: «Неизвестный художник. Портрет мужчины в белом парике». Оказалось, что картина принадлежит кисти художника Христинека и называется «Портрет русского адмирала Семена Ивановича Мордвинова». На подаренных П. Величко произведениях реставраторы обнаружили подписи таких художников, как В. Боро­виковский. О. Кипренский, Ф. Рокотов, В. Тронпннн. Но подлинность авторства нуждается еще в уточнении, длительном и капитальном исследовании. Большую трудность представляло обилие портретов неизвестных лиц. Кто эти безымянные люди прошлого? Некоторых из них помог нам опознать москвич А. М. Горшман, который по разработанной им методике, по костюмам, ор­денам и медалям определяет время исполнения портре­тов. В отдельных случаях ему удалось установить н личности изображенных.
Особо ценными являются для нас портреты деятелей прошлого нашего края, полученные после Великой Оте­чественной войны из Иркутского краеведческого музея. Для установления даты исполнения портрета неизвест­ного художника, изобразившего сибирскою генерал-гу­бернатора И. В, Пестеля, мы отправили А. М. Горшману фотографию генерал-губернатора, подробно описав цветовое решение костюма, орденов и медалей, цвета кантов, воротника и пр. В ответном письме Александр Михайлович сообщил, что человек на портрете одет в форму более позднего времени, примерно на 30—40 лет, да и мундир и   регалии   у него по значимости гораздо ниже, чем должны быть у генерал-губернатора, а значит, на портрете изображен не Пестель. Для уточне­ния Горшман просил нас подробнее описать портрет, обратить особое внимание на золоченые пуговицы мун­дира и тщательно рассмотреть изображения на них. Оказалось, что на пуговицах мундира портретируемого имеется герб Иркутска и под ним надпись: «Иркутска»>i. Сверяясь с документами архива Москвы. Горшман ус­тановил, что на портрете изображен не Пестель, а гражданский губернатор Иркутска А. В. Пятницкий, да и ордена и медали его, согласно формулярному списку, упомянутому в личном деле. В запасных фондах музея находится еще один небольшой портрет из местных соб­раний, не отличающийся высокими художественными достоинствами. Он поступил в музей в 1921 году из Ир­кутского подотдела искусств и заинвентаризирован в книге под названием «Портрет генерала». При исследо­вании его форменной одежды, орденов и медалей оказа­лось, что на портрете — изображение генерал-майора Андрея Потаповича Рева, занимавшего в 80-е годы должность иркутского военного коменданта и началь­ника военного госпиталя. Вернул нам это имя тот же А. М. Горшман. Жаль, конечно, что мы далеко не всег­да имеем возможность сравнить установленное изобра­жение с опубликованным в старой прессе, таких пуб­ликаций очень мало.
Мы выслали Горшману снимок и цветное описание еще одного портрета конца XIX века. Судя по авторской подписи, выполнен он художником В. Суховым. Лич­ность изображенного неизвестна. В инвентарной книге запись: «Портрет сенатора». От Горшмана пришло со­общение, что на портрете изображен камергер импера­торского двора Петр Александрович Сивере, имя это неоднократно встречается в Иркутской летописи и ка­лендарях-справочниках по Иркутску. Службу в Ир­кутске Сивере начал еще при Муравьеве-Амурском,  женат был на Е. И. Базановой — воспитаннице девичь­его института Восточной Сибири в Иркутске, жертвовал солидные суммы на строительство этого института, ир­кутского городского театра, на школы и больницы. Но мы продолжали сомневаться: Сивере ли на портрете? Просмотрели письменные источники в архивах и библи­отеках Иркутска, но описания внешности нигде не нашли. К нашей радости, в фондах Иркутского краевед­ческого музея, бывшего музея ВСОРГО, обнаружили фотографию стенда, находившегося когда-то в фойе му­зея ВСОРГО. На снимке запечатлены почетные члены Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Среди портретов Н. Муравьева-Амурского, Н. Ядрннцева, Г. Потанина, В. Сукачева   было и фото, под которым четкими буквами выведено: «II. А. Си­верс». Да, это был несомненно он. только лицо по срав­нению с нашим живописным изображением несколько более одутловатое, на нашем портрете оп в форменной одежде камергера, а на фото музейного стенда —- в гражданском костюме. Теперь мы воочию убедились в правильности атрибуции Горшманом портретов.
В постоянной экспозиции сейчас показывается лишь 5 процентов всего состава фонда музея, остальные нахо­дятся в тесных запасниках. Но они не лежат мертвым капиталом. По отдельным темам из фондохранилищ пе­риодически комплектуются целенаправленные выставки. Огромным успехом из них пользовались: «Передвижни­ки в Иркутском художественном музее» (демонстриро­валось до четырехсот картин), «Древнерусское искус­ство». «Народное искусство Индии». «Китайское искусст­во». «Русский портрет XVIII — начала XX века». «Сибир­ское искусство» и еще множество выставок разных направлений, различных школ и эпох.
Картины, принадлежавшие В. П. Сукачеву, как бы растворились в общей массе разнородных экспонатов. Они составляют сейчас немногим больше полпроцента от общего количества произведений, хранящихся в Ир­кутском музее. И все же его роль в создании картинной галереи в Сибири неоценима. Вряд ли городской голова Владимир Платонович Сукачев, закладывая более ста лет тому назад основы своей картинной галереи, мог даже мечтать о сегодняшнем размахе дела в сибирском крае, о крупнейшем художественном музее страны в Иркутске. Мы, потомки, говорим Сукачеву спасибо.
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1442 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>