Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 30.04.2024, 23:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Наследие - 2
Небольшое помещение по улице Халтурина, занятое под художественные сокровища, перестало удовлетво­рять горожан. На малой площади стало невозможно по­казывать объемную коллекцию, состоящую теперь не только из картин, но и скульптур, рисунков и предме­тов декоративно-прикладного творчества. Из-за стеснен­ности в одних и тех же залах находились произведения русских, западноевропейских художников и мастеров Востока.
В 1951 году музею выделяется новое помещение, расположенное на центральной улице (Карла Маркса, .№ 23). Здесь уже были специальные отделы русского, советского искусства, появилась возможность выделить творчество сибирских художников и небольшую экспо­зицию произведений западноевропейского искусства.
В 1952 году издается каталог русского искусства, ку­да вошли живопись, скульптура и графика. Получив это издание, наш давний друг художник-искусствовед Турунов писал: «С большим интересом просмотрел Ваш каталог и поразился огромной собирательской ра­боте, проделанной музеем, вероятно, лично Вами. Я удивился богатству собрания — по сути дела представ­лены   почти все ведущие русские художники. Сукачевекая галерея совсем растворилась в новых пополнени­ях».
Через два десятилетия и новой площади стало недоставать (за это время коллекция выросла почти в пять раз). И снова возникла проблема расширения выставоч­ных помещений и фондохранилищ. Решением Иркутско­го исполкома областного Совета депутатов трудящихся в 1973 году музею передается здание по улице Ленина, 5 (двухэтажный особняк, построенный в 1908 году по петербургскому типовому проекту для мужской гу­бернской гимназии. В первые годы Советской власти здесь размещался комвуз, во время Великой Отечествен­ной войны находился патронный завод, а после войны размещался Восточно-Сибирский филиал Академии на­ук СССР).
Приспосабливая здание под музей, архитекторы значительно его реконструировали. Множество небольших комнат ликвидировали, превратив их в просторные залы и соединив между собою сквозными дверными про­емами. В плане здание, имевшее форму буквы «П», перестроено по форме буквы «О». Таким образом, об­разовался внутренний дворик, а по второму этажу — сквозное кольцевое движение посетителей. Это дало возможность не возвращаться к уже просмотренной эк­спозиции, а знакомиться с выставкой постепенно, по­следовательно. Экскурсия начинается с древнерусского искусства, затем просматриваются произведения русских художников XVI — начала XX веков, творения масте­ров советского искусства и заканчивается на втором этаже работами мастеров западноевропейских школ XVIII-XIX веков.
Сейчас в правом боковом крыле первого этажа в трех залах представлено творчество иркутских художников советского периода, а в левом — искусство Востока: Ин­дии, Китая и Японии. Отведены помещения для фон­дохранилища   с   двигающимися   стеллажами-кассетами для картин, комнаты для хранения декоративно-при­кладного искусства, скульптуры и графики, кабинеты для научных сотрудников, обширная библиотека по во­просам изобразительного искусства, гардероб, касса, фойе и прочие службы. Любопытно, что иркутские ар­хитекторы разработали специальные металлические оконные решетки для первого этажа. Сначала казалось, что они испортят внешний вид дома, но декоративные решетки хорошо вписались в архитектуру здания. А в дни трехсотлетия статуса города Иркутска по инициа­тиве городского Совета скверик с древонасаждениями, прилегающий к зданию музея, был огорожен Красиной ажурной металлической оградой.
Еще задолго до открытия музея, в процессе ремонт­ных работ, его сотрудники в планах и чертежах уже готовили новую экспозицию, размещая сокровища по залам в хронологическом порядке. На бумаге она была уже готова к зональной выставке художников Сибири, но хотелось загодя проверить удобство залов, их осна­щенность. Поэтому мы охотно пошли на то, чтобы «опробовать» здание, разместив здесь временную выстав­ку.
В апреле 1975 года, в день рождения В. И. Ленина, в новом здании музея открылась четвертая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая».
Огромное число посетителей прибыло на вернисаж. Не менее чем сама выставка интересовало их новое зда­ние — ведь почти два года продолжались его реконструк­ция и ремонт.
Выставка дала возможность откорректировать буду­щую музейную экспозицию. С годами она совершенст­вовалась, но принцип размещения картин оказался удачным. 29 сентября 1975 года постоянно действующий музей с основной экспозицией иркутского собрания вновь открыт.
Бывшее здание по улице Карла Маркса также при­надлежит музею. Здесь сейчас проводятся периодические выставки — тематические из запасников музея, област­ные творчества местных художников, зональные и сто­личные, организуемые министерствами культуры союз­ных республик, Союзом художников, а также юбилей­ные.
Принадлежит музею и второй филиал, здание памят­ника сибирского каменного зодчества начала XVIII ве­ка — собор Богоявления. Более двадцати лет нахо­дился он на реставрации, открыли его только в 1985 го­ду, показав уникальные дары, преподнесенные музею московским инженером Николаем Кирилловичем Велич­ко. Среди них было около сотни произведений древне­русской живописи (иконы), предметы декоративного ис­кусства, живопись, скульптура и графика XVIII— на­чала XX веков русских и зарубежных художников.
Здесь же демонстрировалась интересная выставка из фондов музея «Русский портрет XVIII — начало XX ве­ков». Большой интерес вызвала выставка сибирского искусства, представлявшая творчество первобытных времен (палеолит и неолит) и последующих эпох, с XVII века до 1917 года.



Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1713 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>