Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 19.03.2024, 19:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Наследие - 1
НАСЛЕДИЕ
Сейчас немногим из иркутян известны деяния В. И. Сукачева как городского головы, почти никто не ведает и о том, что девять лет он был председателем Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, но очень многие знают об Иркутском област­ном музее и о том, что основой его явилась картинная галерея, созданная Владимиром Платоновичем Сукаче­вым. Она почти в полном объеме сохранилась до наших дней, за исключением двух-трех незначительных вещей, которые по различным причинам были утеряны или похи­щены в первые годы Советской власти.
Отзвуки революции не сразу дошли до Иркутска. Здесь еще продолжалась ожесточенная борьба за власть Советов, и только на рубеже 1917—1918 годов она была установлена.
Но Советы в городе просуществовали недолго. Уже через полгода после тяжелых сражений народная власть пала, и с июля 1918 до января 1920 года здесь господствовали интервенты и белогвардейцы.
Галерея Сукачева все это время была безнадзорной и влачила жалкое существование. Картины в беспорядке висели на стенах, валялись на полу, за ними не было никакого надзора. Только чудом полотна уцелели в га­лерее. Вероятно, кто-то из оставшегося подсобного пер­сонала, проживавшего в усадьбе Сукачева, присматри­вал за покинутой на произвол судьбы картинной гале­реей.
С окончательным установлением Советской власти в Иркутске в январе 1920 года пришлось столкнуться и с таким событием: один из военнослужащих-интернаци­оналистов сообщил в ревком о том, что по мирной дого­воренности с Советами в отходивший на восток воин­ский эшелон с белочехами была погружена одна из картин галереи Сукачева.
По распоряжению ревкома отправка поезда была срочно задержана, было решено с представителем мест­ного общества художников осмотреть эшелон. Но кар­тины в вагоне не оказалось, хотя солдат-интернациона­лист утверждал, что своими глазами видел, как грузи­ли полотно в поезд, а в какой вагон — этого он сказать не мог. Пошли вторично и уже тщательнее осмотрели все вагоны. Ведь картина не иголка, тем более что она значительных габаритов. Но и теперь не нашли. Тогда старший представитель группы ревкома вошел в офи­церский салон белочехов объяснить, что произошло до­садное недоразумение, и принести свои извинения за задержку поезда. Офицеры почтительно приподнялись с мест, скатерть на столе сдвинулась, и обнаружилась картина. Полотно лежало на столешнице и было зама­скировано белоснежной скатертью, на которой стояли бутылки с вином и недопитые рюмки, а также стаканы с чаем. Обнаруженная картина была немедленно изъята. Стакан с горячим чаем в одном месте расплавил покры­вавший ее лак, до сих пор остался след расплавленно­го лака — сохранилась часть круга на правой руке Хри­ста, хотя он еле заметен. Реставраторы сумели заделать зиявший на картине прорыв полотна штыком. Так было спасено полотно известного французского художника XVII века Никола Пуссена «Избрание апостолов».
Похищение картины из безнадзорной галереи Су­качева насторожило ревком, были приняты меры к на­ционализации картинной галереи. В протоколе Иркут­ского губоно от 13 февраля 1920 года записано: «Про­извести опись галереи Сукачева и дать заключение о ее состоянии и о том, найдется ли для нее в городе подхо­дящее помещение. В связи с последним посмотреть по­мещение бывш. Второва и дать<...> заключение о при­годности его для галереи Сукачева».
Дом Второва для размещения галереи не подошел, и было выбрано здание, ранее занимаемое магазином Мерецкого на Пестеревской улице (сейчас здание мага­зина «Детский мир» на улице Урицкбго), имеющее два этажа и большие светлые залы. 21 февраля 1920 года Иркутский губком постановил: «Сукачевская галерея национализируется, все ее имущество передается в рас­поряжение губернского отдела народного образования».
Все   экспонаты из усадьбы Сукачева были перевезены лошадьми и бережно разгружены в подготовленные залы бывшего магазина Мерецкого. К 3-й годовщине Октября здесь уже была открыта экспозиция.
Но в 1923 году это здание передается под универ­сальный магазин, а картинную галерею размещают па втором этаже двухэтажного каменного дома на улице Халтурина, № 1. в бывшем особняке купца Файнберга. В этом здании галереей был занят весь второй этаж, а в первом располагался отдел природы краеведческого музея.
Галерея быстро пополнялась. Если в 1920 году бы­ло национализировано всего 87 картин Сукачева, то в 1923 году стало 323, а к 1936 году - 2220 произведений живописи, скульптуры, графики и предметов декоратив­но-прикладного искусства (в наши дни в музее хранит­ся около 17 тысяч экспонатов).
Сразу после национализации в галерею поступили: ценнейшая шпалера русской работы XVIII века с кар­тины Ван-Дейка «Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортоп» и портрет Г. Р. Державина кисти С. Тончи - из бывшего генерал-губернаторского дома: два портрета кисти К. Е. Маковского — генерал-губернаторов Восточ­ной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (1864) и Н. П. Синельникова (1874),- из Общественного собра­ния (сейчас театр Музыкальной комедии); мраморная скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный», три картины И. К. Айвазовского и несколько полотен за­падноевропейских художников из мужской гимназии и т. д. В том же двадцатом году прибывший из Екате­ринбурга эшелон привез богатую, реквизированную у Л. И. Вишневецкого «уральскую коллекцию» картин художника В. Г. Казанцева и других авторов.
Постановлением Совнаркома в 1936 году галерея была выделена из состава Краеведческого музея в са­мостоятельный Иркутский областной художественный музей.
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1721 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>