Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 19.03.2024, 14:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Картинная галерея - 3
Григорий Николаевич Потанин и сам плохо пред­ставлял себе такое совмещение и на первых порах ни­чего определенного не мог посоветовать. Но во время путешествия морем из Петербурга в Китай, когда уче­ный начал заниматься комплектованием коллекции но­вого, только что построенного после пожара здания му­зея ВСОРГО, он посетил столичный ботанический сад и при обмене с Петербургским ботаническим садом пи­сал Сукачеву: «Растения свои уступаю саду с условием, чтобы из них по экземпляру было выделено для сибир­ского университета и музея Восточно-Сибирского отде­ла. Последним я разумею тот музей, в который Вы предназначаете свои приношения. Если же Ваш музей будет учреждение отдельное, то сразу условия можно будет впоследствии изменить. Точно так же поступлю и с другими коллекциями, которые я соберу сам лич­но». В другом письме, отправленном уже из Англии, Потанин выражает несогласие с Сукачевым насчет совмещения экспозиции предметов естественных наук с произведениями изобразительного искусства. Он ссы­лается на неудачный пример Плимутского музея: «В Плимуте смотрел музей Атенеум... собственно, стыдно бы плимутцам иметь такой паршивый музей, и я ду­маю, что мы, сибиряки (или русские), тоже бы настро­или такие учреждения, если бы у той части инициато­ров было побольше простору. Но вся зона помещения Атенеума внушила мне мысль написать Вам предложе­ние отделить художественную часть от естественно-на­учной. Коллекции натуральные пусть поступают в му­зей Географического общества, а для художественных произведений нужно устроить особое помещение... А теперь же пусть будет отдельное учреждение, где пер­вое время Вам полезно быть полным хозяином».
И Сукачев отказался от мысли выставлять картины в музее и решил устроить специальную картинную га­лерею в Иркутске, отдельную от всех видов экспонатов естественно-научного характера.
Мы не знаем, где и когда Владимир Платонович на­чал собирать картины, точно неизвестно, у кого он приобретал полотна русских художников. Установлены источники покупки лишь некоторых произведений: на­пример, полотно В. М. Максимова «Бедный ужин» куплено на аукционе в Петербурге за 1000 рублей при распродаже имущества Г. Головнина. картина М. А. Кудрявцева «Мальчик с гармоникой» — у Д. В. Стасова, брата известного художественного и му­зыкального критика, пейзаж Г. Г. Мясоедова «Лесной ручей» и работа А. П. Боголюбова «Вид города Аркашоне» («Полдень») была приобретена на XVIII выстав­ке товарищества передвижных художественных выста­вок в 1891 году. По словам сына Сукачева Владимира, полотно И. Е. Репина «Нищая» сибирский коллекцио­нер приобрел в мастерской художника.
Галерея пополнялась с каждым годом. Сукачев, как и основатель знаменитой галереи в Москве П. М. Треть­яков, бывая на академических выставках и выставках товарищества передвижников, наиболее интересующие его полотна приобретал для своей галереи. Сукачеву были близки взгляды глашатая русского национального искусства, художественного критика В. В. Стасова, ко­торый восторженно отзывался о картинах «Бедный ужин», «Мальчик с гармоникой» и других полотнах, приобретенных В. П. Сукачевым.
Известно, что впервые Сукачев демонстрировал свои картины в 1874 году на выставке в Иркутске, где представил до тридцати живописных произведений. О дальнейшем показе картин сообщала и газета «Си­бирь»: «В первой половине 80-х годов- В. П. Сукачев в здании музея устраивал выставку картин русских ху­дожников. Тут были произведения Судковского, Мак­симова, Орловского и др. Через шесть лет Сукачев по­вторил эту выставку, дополнив ее целой серией картин Верещагина, Трутовского, Орловского и пр.»
Сукачев обладал незаурядным художественным вкусом, ни он всегда прислушивался к художникам и знатокам: «Я руководствовался личными симпатиями, проверенными отзывами патентованных знатоков, при­чем мое мнение, конечно, отодвигалось на второй план». Для ознакомления с картинными галереями и художественными музеями Европы Владимир Платоно­вич стал часто выезжать за границу. Одновременно он изучал там ведение городского хозяйства.
На первых порах предполагалось создать галерею только из оригиналов русской живописи. Но, встречаясь систематически с молодым поколением, особенно на поприще его попечительства над иркутской мужской гимназией и тесного общения со школой-интернатом для девочек, которую возглавляла Надежда Владимировна. Сукачев понял, что молодежь не знакома с классиче­ским искусством. И тогда возникла мысль шире, разнообразнее представить в галерее произведения живописи. Осуществляя эту задумку, Сукачев в 1900 году за называет копии в музеи Флоренции и Мюнхена.
Копни были выполнены непосредственно с оригина­лов в музеях и заверены печатями известных художест­венных хранилищ, где они экспонировались. В условиях Иркутска, далекого от культурных центров, хорошие копии могли дать настоящее представление о шедеврах мирового искусства. Так. у Сукачева появились копии с произведении художников Возрождения (итальянцев: Рафаэля «Мадонна со щегленком» и «Мадонна в кресле», Аллори — «Юдифь с головой Олоферна»; Дольче — «Одна из жен мироносиц», Корреджо — «Рож­дество». Реии — «Клеопатра» и «Се человек», Сософератто — «Мадонна с младенцем»: испанцев: Рибейра «Старуха с курицей», Мурильо «Маленькая торгов­ка» н «Мадонна с младенцем»; фламандца Рубенса — «Елена Фаурмент с сыном»).
Одновременно с картинами на месте в музеях Сука­чев заказывал мастерам-багетчикам точно такие же ра­мы, как были в оригиналах. Сейчас мы видим иркут­ские полотна именно в этом виде.
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1965 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>