Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 19.03.2024, 14:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Картинная галерея - 2
В газете «Иркутские губернские ведомости» (1857 г.) читатели часто встречали имя Ивана Поджарова, кото­рый в связи с отъездом из города предлагал приобрести у него живописные,   исторические и мифологические картины, итальянские и французские гравюры.
В это же время здесь находился художник-портре­тист И. Д. Яковлев, ученик прославленного К. П. Брюл­лова, имевший небольшое собрание полотен своего учи­теля, работы Ф. А. Бруни и других авторов. К сожале­нию, о дальнейшей судьбе коллекций И. Поджарова и И. Яковлева ничего не известно.
В отличие от них Сукачев приобретал для своей галереи только живописные полотна русских художни­ков-современников п отдельные экземпляры полотен западноевропейских  художников.
С искусством Владимир Платонович был связан с детства. Кроме общения с коллекционерами, встречался и с художниками. Одна из первых встреч с живым ху­дожником, вероятно, состоялась с живописцем М. И. Пес­ковым во время сеанса, когда молодой чиновник Глав­ного управления Восточной Сибири писал портрет его отца. Рядом с ним художник поместил у кресла малень­кого пятилетнего Володю, будущего основателя картин­ной галереи в Иркутске. Портрет П. П. Сукачева с сы­ном Володей, выполненный Песковым, появился в 1854 году. Потом о Пескове, уже воспитаннике Петер­бургской Академии художеств. Сукачев слышал много. О его удивительном таланте писали столичные и сибир­ские газеты, его исторические картины «Воззвание Ми­нина к нижегородцам», «Кулачный бой при Иване Грозном» и гравюры воспроизводились в популярных журналах и книгах.
В доме Н. П. Трапезникова, дедушки Володи Сука­чева по материнской линии, было большое собрание фамильных портретов. Первым по времени здесь поя­вилось изображение плеяды купцов Трапезниковых — сохранилась копия портрета Петра Дмитриевича, отца Никанора. Оригинал выполнен еще в конце XVIII века неизвестным автором. Правда, копня работы художника Калмынина, изготовленная в 1939 году, спустя почти четверть века после смерти портретируемого, была слабой. П. Д. Трапезников изображен с мальчиком на руках 3—4-летнего возраста, скорее всего это его сы­нишка Никанор.
У Трапезниковых служил экономом Николай Ан­тонович Климов, недурно занимавшийся живописью, самолично выполнявший  портреты семейства Трапезни­ковых и сникавший копии с акварелей декабриста Н. А. Бестужева и других художников, писавший кар­тины и на религиозные темы. В Иркутском музее сох­ранилось две работы этого эконома-живописца: «Портрет Н. П. Трапезникова», написанный маслом в 1847 году (копия с акварели 1841 года П. Бестужева), и полотно религиозного сюжета «Обручение» 1877 года.
По наследству от Трапезниковых в качестве свадеб­ного подарка Платону Петровичу Сукачеву и Аграфене Никаноровне, урожденной Трапезниковой, новобрач­ным, будущим родителям Владимира, была преподне­сена большая картина «Избрание апостолов» кисти известного французского художника XVII века Н. Пуссе­на. Это полотно поступило в наш музей вместе с кол­лекцией галереи Сукачева в 1920 году. Работы Бестуже­ва, несколько семейных портретов купцов Трапезнико­вых неизвестных авторов, придя из прошлых поколений, также оказались у их наследника В. П. Сукачева.
Судя по наличию экспонатов, портретов и картин собрания его деда, все это по наследству перешло к дочери, затем и к внуку, а уже из его коллекции в 1920 году поступило в музей. Возможно, не все сохра­нилось до наших дней, и, вероятно, попало в музей только немногое. Но и то, что осталось, в большой степени дает представление о раннем увлечении Сука­чева к искусствам. В дополнение к домашней коллек­ции картин еще в детстве ему довелось познакомиться с картинными галереями иркутских купцов Соловьева и Баснина. В галерее С. Ф. Соловьева было много поло­тен западноевропейских художников. Вторично, уже в студенческие годы, он встретился с этой коллекцией в Петербурге, куда владелец доставил их в связи с пере­ездом в столицу.
Окончательное приобщение к искусству и страстная любовь к живописи определились у Владимира Платоновича в студенческие годы, на юридическом факульте­те Петербургского университета. В столице было созда­но так называемое сибирское землячество, куда входи­ли молодые сибиряки, обучавшиеся в различных учеб­ных заведениях Петербурга, в том числе и в Академии художеств. Общаясь с ними, Сукачев посещал и мастер­ские студентов-художников, академические выставки и аукционы по распродаже произведений изобразительного искусства.
В это время Сукачев уже начал создавать в Иркут­ске картинную галерею. Он думал разместить произве­дения искусства не только у себя   в жилом   доме для украшения, а представить их на обозрение горожан, приобщить их к искусству и в первую очередь заинте­ресовать подрастающее поколение.
На первых порах своего собирательства Владимир Платонович искал какую-то приемлемую форму показа полотен. В своем новом отстроенном двухэтажном особ­няке в усадьбе по Ланинской улице в 1882 году он демонстрировал и имеющиеся у него ранее картины и новые, приобретенные совсем недавно в столице, раз­местив их в двенадцати залах особняка.
Сначала Сукачев думал показать свою галерею в музее ВСОРГО, рядом с экспонатами естественно-науч­ного характера. По его тогдашнему замыслу необходимо было не только создать подходящие условия подрастаю­щему поколению для изучения науки о природе и жиз­ни, но и познакомить с духовной культурой человечест­ва. По этому поводу он, сомневаясь, советовался со сво­им другом ученым Г. Н. Потаниным.
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1795 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>