Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 05.05.2024, 03:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Картинная галерея - 1
КАРТИННАЯ  ГАЛЕРЕЯ
Иркутский областной художественный музей владе­ет самым крупным и ценным собранием предметов изо­бразительного искусства на востоке нашей страны. Бо­гат он не только значительным количеством экспона­тов, но считается одним из старейших музеев искусств. Как ни парадоксально, но в далекой Сибири вдали от культурных центров России в прошлом веке оказалось столь значительное собрание картин. Ничего подобного тогда не было ни в одном из провинциальных городов Центральной России.
Известный собиратель картин русских живописцев П. М. Третьяков положил начало своей галерее в Мо­скве в 1856 году. Что касается собирательства картин в губернских городах Европейской России, то в провин­циальном Саратове в 1885 году художник А. П. Бого­любов впервые создает художественный музей А. Н. Ра­дищева, назвав его именем своего деда. По инициативе художников Н. А. Кошелева и А. О. Карелина в 1896 году образовывается художественный музей в Нижнем Новгороде. Стараниями живописцев братьев В. М. и А. М. Васнецовых, художников А. А. Рылова, Н. Н. Хох­рякова и Н. Н. Румянцева в 1910 году в Вятке создается еще один музей.
Появление в России художественных музеев и картин­ных галерей в конце XIX и начале XX веков можно было бы перечислять еще и еще. Но все это было позднее, и тоже в Европейской России. А касается городов, рас­положенных на востоке за Уралом, то, кроме Иркутска, подобного явления нигде не наблюдалось.
Датой основания галереи П. М. Третьякова в Моск­ве считается 1856 год — тогда им была приобретена первая картина для коллекции. Картинная галерея В. П. Сукачева начала формироваться еще в 1870 году. А четыре года спустя полотна коллекции были пред­ставлены им на выставку, устроенную по инициативе местного общества любителей музыки и литературы. Таким образом, в Иркутске раньше всех провинциаль­ных городов России появилась богатая коллекция кар­тин. Не случайно отдаленный сибирский город счита­ли тогда не только оживленным центром торговли на востоке Российской империи, но и одним из культур­ных очагов края. «Этот город из всех сибирских горо­дов занимает первое место по торговле и по богатству купцов, которые, кроме того, славятся благотворитель­ностью и образованностью»,— писал декабрист А. Е. Ро­зен.— Иркутские купцы ранее чем где-либо в России по­няли, что художественные сокровища являются не толь­ко предметом украшения и эстетического наслаждения, но и средством вкладывать капиталы, которые с каждым годом приобретают все больше не только духовную, но и материальную ценность.
У Сукачева в Иркутске оказались солидные пред­шественники. Ему было с кого брать пример. Правда, предыдущие собиратели сосредотачивали у себя все подряд, начиная с картин, гравюр, нумизматики, ред­чайших книг и кончая различными предметами домаш­него обихода. Еще в раннем детстве Сукачев был на­слышан от своих родителей, дедушек, бабушек и дру­гих местных старожилов об иркутских коллекционерах. В их числе можно назвать именитого купца, бывшего городского   голову   Михаила Сибирякова, начавшего свою коллекцию с подарка Г. Р. Державина. Преклоня­ясь перед талантом великого поэта, Сибиряков послал ему в дар соболью шубу и шапку. В качестве ответа Державин в 1801 году заказал живописцу Тончи свое изображение во весь рост, в дарственном наряде и напра­вил портрет своему поклоннику в Иркутск. С тех пор Сибиряков увлекся коллекционированием. При распро­даже имущества не принятого в Китае русского послан­ника Головкина подарки русского царя, предназначав­шиеся богдыхану, были распроданы в Иркутске. Сиби­ряков приобретает из их числа ценнейший гобелен рус­ской ручной работы императорской мануфактуры по оригиналу Ван-Дейка, хранящегося в Эрмитаже,— «Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон» и боль­шую коллекцию гравюр с видами русских городов.
Просвещенный иркутский купец С. Дударовский, давно интересующийся стариной, покупает у Головкина скульптуры, изделия из бронзы и другие произведения искусства. Владеющий не только европейскими, но и восточными языками (китайским и монгольским), обра­зованный купец имел собственную оранжерею с редчай­шими растениями, обладал собранием ценнейших книг на русском, иностранных языках, рукописями по вопросам истории Сибири, а также имел скульптуры из мрамора, изделия из серебра, бронзы и других материалов, карти­ны. В его доме была старинная мебель с отделкой сереб­ром и бронзой, мраморные угловые столики, яшмовые тумбы, великолепные гравюры, иконы с киотами в ярко-золоченых рамах, стояли огромные шкафы с альбомами, бумажными трубками и резными кабинетными табу­ретами.
При общении с Дударовским и под его влиянием еще смолоду начал коллекционировать картины, гравю­ры и редчайшие книги купец В. Н. Баснин. Его коллек­ция содержала впоследствии до семи тысяч гравюр русских и зарубежных мастеров резца, множество ред­чайших рукописей и старинных книг, особенно по Си­бири. Он устраивал у себя музыкальные вечера, орга­низовал оркестр и хор, разводил в саду и оранжерее редчайшие по тому времени цветы (озални, георгины, белые кактусы). В 1854 году, уезжая в Москву, Баснин подарил собрание гравюр московскому Румянцевекому музею. Позднее, уже в годы Советской власти, наслед­ники Баснина передали Государственному историческо­му музею в Москве его переписку с декабристами, кол­лекцию дагерротипов с изображением видных иркутских и кяхтинских купцов, а также четыре семейных порт­рета Басниных, исполненных иркутским живописцем Михаилом Васильевым.
Немалым уважением иркутян как коллекционер пользовался золотопромышленник С. Ф. Соловьев. По словам Г. Н. Потанина, его собрание картин популяр­ных западноевропейских художников было известно всей северной столице. В знак любви к своему краю, живя уже в Петербурге, Соловьев осуществил значи­тельный вклад в исследование долины Амура и Уссу­ри, издал за свой счет роскошный альбом карт и рисун­ков к путешествию Р. К. Маака, совершенному от Си­бирского отдела Русского географического общества в 1855 и 1859 годах. Экземпляр этого редкого издания хранится в Иркутском художественном музее.



Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 2156 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>