Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 20.04.2024, 02:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Великий Сибирский путь


Разгромили интервентов
РАЗГРОМИЛИ ИНТЕРВЕНТОВ
 В период с 1917 года и до полного разгрома интервен­тов, до завершения гражданской войны работы по оконча­нию строительства и усилению Сибирской магистрали не велись. Никто не ремонтировал паровозы, вагоны, устрой­ства пути и связи. Почти полностью прекратилось движе­ние поездов на дорогах за Уралом. Средняя скорость дви­жения грузовых поездов уменьшилась до восьми-двенадцати километров в час.
Особенно сильно пострадали стальные пути Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока: были сожжены деревян­ные мосты, вокзалы, локомотивные депо, мастерские, пу­тевые дома; разобраны и разрушены станционные пути; взорваны крупные мосты и водокачки; приведены в пол­ную негодность или повреждены тысячи паровозов и ва­гонов. Нередко паровозные бригады, вагонные смазчики и кондукторы останавливали поезд, шли в тайгу, пускали в ход припасенные из дому топоры и пилы, носили тяже­лые сосновые и лиственничные чурбаки к паровозу; грелись, сушили мокрую от пота одежду у костров, пили чай, раз­жигали притухшую топку паровоза и ехали дальше. На­верное, с тех времен и стали говорить в народе про маши­нистов, что управляют они «бочками с дымом», которые едва передвигаются по рельсам и не могут обогнать устав­шего пешехода.
Пассажирские поезда прибывали на станции с больши­ми опозданиями и простаивали часами из-за различных не­поладок. По расписанию пассажирский поезд должен был проходить сто километров за пять-шесть часов, но и это вольготное, казалось бы, расписание не выполнялось. Об­щее опоздание каждого поезда от Урала до Владивостока достигало нескольких суток. Даже премии машинистам и кондукторам выплачивали, если на расстоянии 300—400 километров поезд опаздывал не более двух часов. В то­варных составах за две недели перевозилось меньше гру­зов, чем в современных пяти грузовых поездах, которые проходят всего лишь за полчаса.
Водоснабжение, оставленное без надзора и содержа­ния, на многих участках не действовало. В районах вечной мерзлоты водопроводные трубы были разморожены на де­сятках километров. Восстановление же водопроводов ока­залось делом еще более сложным, чем их новое строитель­ство. Давно остановились насосные станции. Брошенное без присмотра оборудование поржавело или было растащено. Паровозы летом останавливались на мостах, поезд­ные бригады ведрами черпали воду и передавали ее на­верх, чтобы наполнить тендерный бак. Зимой заготавлива­ли целые горы льда и льдом снабжали паровозы.
Холод в неотапливаемых вокзалах, темень на перронах, разрушенные багажные сараи, пакгаузы, кладовые, обго­ревшие жилые дома, а иногда лишь остатки былых пожа­рищ встречали пассажиров на каждой станции. Зачастую ни в вокзальных помещениях, ни в вагонах пассажирских поездов не было света. Не случайно, что в приказе по до­рогам Сибири было записано: «Имея в виду, что слабое освещение вагонов в поездах способствует как самому про­изводству краж, так и укрывательству воров, — предлагаю поддерживать в вагонах вполне достаточное освещение, отнюдь не менее установленной нормы». Пассажиры по­лучали кипяток из котлов, установленных в чистом поле под ветхими навесами. В открытые котлы летела пыль, ко­поть и уголь от жарких костров. Но и такого кипятка пас­сажирам не хватало. На многих станциях местные жители выносили к грузопассажирским поездам горячие самовары и чайники, ковшами и кружками продавали подогретую воду.
Много бед пришлось испытать железнодорожникам Си­бири и Забайкалья еще и потому, что строилась дорога по облегченным нормам — ведь никто не верил в быстрый рост перевозок грузов и пассажиров, потому и не утружда­ли себя разработкой особых строительных норм, избегали больших затрат, подчас экономили, а сэкономленное раз­воровывали. Из-за очень тонкого слоя легкого песчаного балласта под редко уложенными шпалами в грунте насы­пей и выемок продавливались корыта, в них скапливалась вода, и путь после дождей буквально утопал в грязи, зем­ляное полотно разрушалось. Легкие рельсы, лежавшие на гнилых и поломанных шпалах, при проходе поездов изги­бались вверх и вниз.
Еще в ноябре 1917 года второй Всероссийский съезд Советов обратился ко всем железнодорожникам и выразил уверенность, что все рабочие и служащие примут меры для наведения полного порядка на железных дорогах и обеспечат перевозки для нужд революции.
На чрезвычайном Всероссийском съезде железнодорож­ных рабочих и мастеровых В. И. Ленин говорил: «...Вы знаете, как тяжела для страны железнодорожная разру­ха, усугубляемая саботажем верхушек чиновничества. Вы знаете, что железнодорожная разруха делает невозмож­ным правильный обмен между городом и деревней, кото­рый так необходим для урегулирования продовольственно­го дела. И чтобы урегулировать железнодорожное сооб­щение, нам необходима ваша помощь, товарищи. Только общими усилиями с вами мы сумеем сломать беспорядок и укрепить власть рабочих и крестьян".
По призыву партии весь народ, вся армия пришли на помощь работникам дорог и вместе с ними трудились над восстановлением транспорта. Коммунисты депо станции Сортировочная Московско-Казанской железной дороги ор­ганизовали первый коммунистический субботник для вос­становления паровозов. Тысячами и тысячами субботни­ков ответили железнодорожники страны на это патриоти­ческое начинание, названное В. И. Лениным Великим по­чином.
В Сибири восстановление дорог начиналось сразу вслед за отступавшими белогвардейцами и интервентами. Путевым бригадам помогали отряды вооруженных бойцов. В 1923 году, когда по всей Транссибирской магистрали де­сятки тысяч красноармейцев и жители всех городов и ок­рестных деревень чинили рельсовый путь, вагоны, парово­зы, линии телеграфа, на Дальний Восток приезжал М. И. Калинин. Он останавливался на многих станциях, в городах, рабочих поселках и селах, беседовал с рабочими и крестьянами, разъяснял очередные задачи Советской власти.
Всем запомнился теплый прием М. И. Калинина в чи­тинских железнодорожных мастерских. После выступле­ния и задушевной беседы рабочие вручили руководителю ЦИК СССР готовальню с миниатюрным кузнечным инст­рументом и специальный адрес, которым всесоюзному ста­росте присваивалось почетное звание «Кузнеца револю­ции».
Именно в то время, когда все железные дороги были убыточными, когда почти не было транзитных перевозок, когда уцелевшие и притаившиеся враги молодой респуб­лики с затаенной злобой выжидали, к чему приведет но­вая экономическая политика, М. И. Калинин отмечал в своих выступлениях ненависть трудового народа Сибири и Дальнего Востока к интервентам и белогвардейцам, его героический труд на восстановлении транспорта. М. И. Ка­линин верил сам в прекрасное будущее республики рабо­чих и крестьян и убеждал в этом слушателей. Он призывал: «...Страну изгнания превратить в страну радости, в территорию, спаянную союзом между рабочими и крестья­нами, чтобы население всей Советской республики забыло страшное слово «Сибирь», чтобы оно не вызывало чувст­ва ужаса, заброшенности, страдания».
К 1925 году закончилось восстановление крупнейших мостов через реки, паровозных депо, железнодорожных путей и станционных устройств, повсеместно было обеспе­чено нормальное движение поездов. В 1928 году по всей стране был превзойден довоенный уровень работы желез­ных дорог. Но на отдельных ветвях и станциях Сибири вос­становительные работы велись до 1931 года. С 1932 по 1938 год от станции Карымская до Уссурийска были по­строены вторые пути, а вся бывшая однопутная магист­раль подверглась полному переустройству и усилению. Вы­росли новые станции и железнодорожные поселки, новые вокзалы, локомотивные и вагонные депо. Была построена автоматическая и полуавтоматическая блокировка с цент­рализацией стрелок и сигналов.
До самой Великой Отечественной войны страна осна­щала новой техникой дороги Сибири, вела крупные рабо­ты по их реконструкции. Одновременно с восстановлением и усилением железных дорог выросли грамотные, смелые и умные люди, которым стали под силу грандиозные свер­шения по подъему мощности железнодорожного тран­спорта.



Категория: Великий Сибирский путь | Добавил: anisim (24.10.2010)
Просмотров: 2717 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>