Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Скульптуры эпохи мамонтов - 5
Птиц особенно часто изображали на писаницах Забай­калья. Здесь они запечатлены в реалистической и схема­тической манере, большими стаями и по одной. Вырази­телен орнитоморфный персонаж мужского пола из Онохоя. Редкое изображение, также, вероятно, связанное с кругом тотемных образов, обнаружено архео­логами на моренном валуне у реки Казым в Западной Си­бири, на древней земле восточных угров. Возможно, это Стрекоза — один из мифических тотемных предков народа манси. Любопытно, что в мифологиях мира в качестве то­темов выступали не только крупные представители жи­вотного и растительного мира, но и достаточно скромные, «невидные», с нашей точки зрения. Тотемами могли быть не только насекомые, подобные бушменскому кузнечику Цагну, но даже личинки, о чем можно узнать из мифов австралийских мункан.
Особо отметим оригинальное изображение с ангарского второго Каменного острова: Человек-Птица (мужской ор­нитоморфный персонаж) бежит на лыжах за Лосем. По­добие этому образу можно найти в многочисленных «не­бесных лыжниках» сибирских мифологий: Ите у сельку­пов, Медведь Манги у эвенков. Мифический «лыжник» — распространенный образ в культуре северных стран. Он известен по наскальным изображениям Онежского озера и Скандинавского полуострова. В культуре разви­того бронзового века Западной Сибири (могильник Ростовка) он представлен в скульптурном навершии уникаль­ного бронзового ножа: лыжник запечатлен как бы дер­жащимся за бегущую лошадь.
«Мамонт — страшно большой зверь, по Земле ходил и ломал ее. Бог посмотрел на это: „Почему такой большой зверь? Не надо!". Взял и всех мамонтов прикончил»,— так описан конец этих гигантских обитателей приледниковых тундр в одном из мифов, сохранившихся до наших дней. Однако этот образ продолжает жить не только в уст­ной традиции. Он запечатлен на стенах Каповой пещеры. Это единственные в нашей стране уникальные изображения Предка и Космогона, аналогичные западноевропейским.
Малая Сыя на реке Белый Игос в Хакасии — поселе­ние древнейших охотников Южной Сибири, живших в эпоху мамонта и шерстистого носорога (дата радиоугле­родного анализа — более 30 тысяч лет до нашей эры). Выразительные объекты архаического изобразительного искусства Малой Сыи отразили всю сложность тотемно-космогонических представлений палеолитической эпохи. В. Е. Ларичев предложил оригинальные интерпретации найденных им здесь так называемых космогонических камней, сложных из-за совмещенности образов скульп­тур, раскрывающих своеобразие духовного мира их творцов. Проведенное исследование стало возможным бла­годаря привлечению в качестве возможных аналогий ши­рокого круга образов мифологии и фольклора. Некото­рые скульптуры Малой Сыи несут сложную смысловую нагрузку. Мамонт, творец Вселенной, могущественный, как истинный космогон, с помощником Змеем создает, по­добно змею Дябдару из эвенкийской мифологии, рельеф Земли. В многообразных скульптурах Малой Сыи запе­чатлены «сцены мироздания», мифы о творении Земли предками-космогонамн. Такие герои мифотворчества древ­них обитателей юга Сибири, как мамонт и черепаха, орел и черепаха, символизируют мужское и женское начала и, очевидно, связаны с символикой древнейших культов пло­дородия, Мамонт и черепаха, мамонт и самка бизона — нереальность подобных плодоносящих пар в живой приро­де не может противоречить факту их существования в ми­фологизированном .мировоззрении первобытного человека. В этом убеждают примеры из мифов многих народов мира.
Скульптуры Малой Сыи имеют не менее поразительные археологические аналоги. Так, примечательно, что в Вос­точной Европе, в известном комплексе Костёнки на Дону, обнаружены своеобразные фигурки из мергеля. Это бы­ли скульптурные головки львов, исполненные согласно принципу полиэйконии — многоракурсного изображе­ния, меняющегося при различных точках зрения. Неод­нозначны и верхнепалеолитические изображения котов из Костёнок и из Авдеева. В них запечатлен то ли хитроватый кот, вечный спутник человека, то ли человек с чертами кота... Поэтому естественно предполагать, что скульптур­но-барельефное изображение мамонта и черепахи из Ма­лой Сыи при определенном ракурсе (взгляд под прямым углом) могло действительно восприниматься как целост­ное изображение одного мамонта. Если это так, то скульптурки такого типа нужно считать попыткой древнего мас­тера отобразить мифологический образ не только в про­странстве, но и во времени, благодаря чему сцена разво­рачивается последовательно...
Проблема многоракурсного изображения близко смы­кается с вопросом интерпретации многочленных образов мифологии первобытности. Антропо- и зооморфизм, на­меренная стертость граней рисунка, расплывчатость ви­довых характеристик в изображениях птиц и животных, карикатурность облика человека — такова реальность, с которой постоянно сталкиваются исследователи верх­непалеолитического искусства. Многоплановость в се­мантике, в смысловом содержании изображаемого объек­та, многоракурсность в его форме — не было ли это своеобразной нормой видения и художественного твор­чества в определенные периоды развития древнейшего изо­бразительного искусства, которое питалось прихотливы­ми в фантастичности образами мифологии?
Число археологических источников все возрастает, од­нако ничтожно мал прогресс в их интерпретации. Без­молвные, но и полные весьма значимой информации, не­защищенные от случайной гибели или намеренного (из-за непонимания), варварского уничтожения — все эти бесценные свидетельства культур далеких эпох требуют особого внимания, будь то рисунки на прибрежных скалах великих сибирских рек или уникальные предметы искус­ства палеолита. Ведь именно они позволяют включить древнейшую историю Сибири в единый строй с историей зарождения цивилизации Восточной и Западной Европы.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1444 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>