Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 26.04.2024, 00:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Скульптуры эпохи мамонтов - 3
Верхнепалеолитические женские статуэтки, вероятно, следует считать изображениями различных Матерей При­роды. В этой связи можно говорить об архаических Ма­терях — Земле-Матери, Огне-Матери, призванных не только охранять жилище и его обитателей, но и регулиро­вать природные процессы. Такую роль, очевидно, выпол­няли женские фигурки, известные по сибирским и евро­пейским памятникам. Сосредоточение подобных фигур в одном месте, что характерно для Мальты и для Костёнок, свидетельствует в пользу гипотезы о «сестринских» отно­шениях этих женских мифических персонажей. Земля, огонь были, вероятно, наиболее древними почитаемыми природными стихиями у многих народов. Так, мифы об огне бытовали, например, у древнего населения Южной Америки уже в эпоху палеолита, как предполагают этнографы.
Тема связи женщины и зверя в ее древнейшем кон­тексте также может быть прослежена на мальтинских ма­териалах. Тотемистические представления, очевидно, су­ществовали уже в те времена палеолитической архаики когда человек осознавал себя органической частью еди­ной и неделимой природы. Предки-тотемы, считали древ­ние, вступали в брачные отношения со своими создатель­ницами, Матерями Природы, либо были их «детьми» антропозооморфной природы. Среди мальтинских находок есть несколько статуэток, показывающих связь людей с миром животных. Находка в одном из жилищ скульпту­ры мужчины в канале позвонка северного оленя под­тверждает наличие сложной семантической связи между образами мифических людей и мифических зверей, по­рожденных Землею. Если некоторые из этих статуэток считать женскими, наряженными в шкуры, то тогда в них можно различить отчетливую связь между образами женщины и зверя.
Буреть — вторая знаменитая верхнепалеолитическая стоянка на Ангаре. Некогда здесь, как и в Мальте, было стойбище охотников на мамонта и северного оленя. - Жи­лища Бурети подобны жилищам Мальты. Особое внима­ние привлекают образцы, подчас уникальные, малой скульптурной пластики этого памятника. В Бурети обнаружено шесть скульптурой из бивня мамонта и змее­вика. Возможно, две-три из них изображают мужчин.
Интересны женские фигурки. Одна из них—классических массивных форм, другая — запечатлела женщину в го­ловном уборе наподобие капора, и, наконец, третья, самая крупная, покрыта месяцевидными знаками. Характерно, что статуэтка эта лежала в жилище под анатомически правильно располагающимися позвонками крупного травоядного животного, вероятно северного оленя. С боков ее прикрывали плоская галька и трубчатая кость дикого осла. Возможно, подобный, связанный с жилищем комплекс, в котором оказались совмещенными скульптурка женщины и кости животного, представляет собой отражение идеи тотемного брака.
Бизон, пронзенный копьем, умирает, мужчина с пти­чьей головой падает, а маленькая птичка бесстрастно си­дит на шесте... В чем смысл этой «доисторической драмы», запечатленной на стене французской пещеры Ляско?. Ответ на этот вопрос представляется таким же дискуссионным, как и догадки о семантике искусства евразийского верхнего палеолита в целом.
Изобразительное искусство верхнего палеолита как бы сфокусировало в своем истоке, в первоначальных для мирового искусства образах самые разнообразные идеи и начинания. В настоящее время можно со всей определен­ностью говорить лишь о том, что в верхнепалеолитических изображениях воссозданы определенные мифологические образы мужчин, женщин, а также человекоподобных и синкретичных существ. В процессе же интерпретации этого яркого искусства ничто не может быть безусловно отвергнуто: ни магия обрядов, ни эле­менты современной детской психологии, ни ранний тоте­мизм! И хотя, по мнению французского исследователя древнего искусства А. Леруа-Гурана, «дым костров Австралии» затемняет истинный смысл палеолитических образов, без их огней истина все же не будет высвечена. Чрезвычайно жесткая обусловленность интерпретаций А. Леруа-Гурана и французской исследовательницы па­леолитического искусства А. Лямэн-Амперер — во мно­гом дань рациональной четкости, принятой ныне в гума­нитарных науках. Но искусство — это жизнь, выражен­ная через образы, и, как сама жизнь, многозначно и мно­гообразно, Возможность отражения в искусстве древне­каменного века представлений о тотемах, в охотничьей маскировке, пантомимах и танцах, отвергнутую француз­скими учеными как недоказуемую, все-таки следует при­нимать в расчет при анализе росписей и гравировок верх­него палеолита. Так, на стенах испанской пещеры Альта-мира теснятся изображения антропоморфных существу птицеобразными головами, а также кабанов и ланей. Иногда рисунки перекрывают друг друга. Некоторые из мифологических персонажей — мужского пола. Особен­но выразительна фигура с крыльями и копьем. Обращает на себя внимание многочисленность существ, олицетворяющих какие-то силы живой природы, типа представителей мира иго из архаической мифологии нга­насан.
Галерея иных образов, часто с признаками мужского пола, представлена во французских пещерах Комбарель и Три Брата. Несомненный антропоморфизм персонажей органично сочетается с характерными чертами конкрет­ных   животных — это   человек-мамонт,   человек-бизон. Па рисунках запечатлены классические тотемы, полулюди-полуживотные, которых считали перво-предками коллективов людей и чьи образы известны в мировой, в том числе сибирской мифологии.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2005 | Рейтинг: 4.6/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>