Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 26.04.2024, 06:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Скульптуры эпохи мамонтов - 2
В конце верхнего палеолита, после некоторого спада в развитии женских образов, вновь появляются многочис­ленные изображения женщин. Это и пышные, и сухова­тые матроны. В мадленскую эпоху конца верхнего па­леолита художественное воплощение получают сцены с антропоморфными, зоо-, орнптоморфными, а также фан­тастического вида мифологическими персонажами. Сцены эти обычно оригинальны и практически не повторяются..
Изобразительное искусство эволюционировало вслед за мифологией. Творцы прихотливых мифологических образов глубокой архаики передавали с их помощью идеи тотемизма. Не исключено, что именно предки-тотемы и культурные герои определяли основное содер­жание гравировок и живописных полотен. В Приангарье при раскопках Мальты и Бурети было найдено множество художественных изделий, в том числе женских статуэток. Они засвидетельствовали существо­вание сибирской традиции художественного творчества, которое, однако, развивалось в общем русле канонов евразийского искусства верхнего палеолита. Стоянка Мальта по своей значимости может быть поставлена в один ряд с самыми известными местонахождениями верхнего палеолита как Восточной, так и Западной Европы. Она бы­ла обнаружена местными жителями в 1928 году и исследова­лась известным антропологом и археологом М. М. Гераси­мовым, а также археологом Г. И. Медведевым. Возраст Мальты —23 + 5 тысяч лет. По инвентарю и жилым постройкам Мальта больше сходна с памятниками верх­него палеолита Европы, чем Сибири. Происхождение культуры, представленной этим памятником, во многом остается неясным. Как бы ни решался этот вопрос, очевидно одно — уникальные для Сибири женские статуэт­ки иллюстрируют подлинный всплеск художественного гения древних предков народов восточных регионов на­шей страны.
В каких условиях создавались эти прекрасные образы, истинные шедевры скульптурной пластики древнего ка­менного века Сибири? Нашему современнику трудно представить ту природную и бытовую обстановку, в кото­рой протекала жизнедеятельность насельников Приангарья, опытных охотников на мамонтов, носорогов и се­верных оленей, более 20 тысяч лет назад...
Основной тип жилища Мальты — круглый чум. При­мечательно, что поселение располагалось как раз на пути миграций северных оленей, основных промысловых жи­вотных общин. Люди обитали в четырнадцати жилищах, которые стояли в два ряда, по семь жилищ в каждом. За ними находились ритуальные ямы с разнообразным культовым содержимым. Очевидно, найденные в Мальте погребения ребенка с набором украшений, а также мамонтенка были совершены при закладке жилищ. Эти со­бытия обычно сопровождались жертвенными ритуалами. Таким, в предельно кратком изложении, представляется быт общины, члены которой изготавливали в обрядовых целях миниатюрные женские статуэтки — выдающиеся произведения древней скульптуры.
В Мальте найдено двадцать девять статуэток, пре­имущественно женских. Примечательны условия залегания скульптур. Они обнаружены внутри жилищ прикрытыми сверху костями крупных животных или плитками известняка. Возле одного из очагов лежали рядом скульптурка женщины и костяной орнаментирован­ный стержень, возможно скульптурное изображение пу­шистого хвоста какого-то животного. У очага другого жилища обнаружены обломок женской статуэтки, браслет и пластинка из бивня мамонта. Недалеко располагались маленькая женская статуэтка и овальное украшение из бивня мамонта. Наибольший интерес у археологов выз­вало жилище размером 3x4 м, которое представляло со­бой слегка вытянутый четырехугольник, обложенный со всех сторон плитами. Посередине постройки был устроен очаг из трех плит. Вокруг него сохранилось много золы, кусочков древесного угля и пережженных костей... У оча­га лежали четыре статуэтки женщин. Отдельно лежала изготовленная из бивня мамонта статуэтка длиной 92 мм.
Черты лица ее были детально проработаны, голову укра­шала сложная прическа. Остальные три фигурки залега­ли ярусно, одна над другой, в специальном углублении, заполненном мелкими стружками бивня мамонта. У верх­ней из статуэток просматриваются следы от сверления. Видимо, мастер предполагал сделать отверстие для под­вешивания. Скульптурка в таком случае висела бы «вниз головой», вероятно для того, чтобы она не «ожила» и не на­чала «действовать» бесконтрольно. В скульптуре высотой всего 51 мм запечатлена полная женщина с курчавыми волосами.
Оригинальностью отличается группа статуэток, изоб­ражающих людей в одежде. Это одно из древнейших свидетельств давнего бытования одежды арктического типа. Среди находок есть скульптурка обна­женной, украшенной лишь перевязью и поясом женщи­ны. Еще одна фигурка отличается особо старательной проработкой черт лица, полного эмоциональной жи­вости.
Большая серия женских статуэток из Мальты пред­ставляет значительный интерес с различных точек зрения. Так, большинство исследованных образцов (12 экземпля­ров) было изготовлено из бивней мамонтов, и лишь один — из рога северного оленя. Археолог может лишь предполагать, что руководило древним скульптором-резчиком при выборе материала: чисто технические сооб­ражения удобства изготовления или тотемное представ­ление о связи образов женщины и животного. Для во­площения абстрактной идеи древний мастер брал за осно­ву конкретную модель. Отсюда разнообразие причудли­вых причесок, пышность или приглаженность волос, особенности фигуры. Наконец, изредка мастера достига­ли подлинных высот художественного творчества, пы­таясь передать в скульптуре динамику черт лица и оду­хотворенность образа.
Какова семантика женского образа, воплощенного в статуэтках? Отвечая на этот вопрос, обратим внимание на места их находок — это очаг и периферия жилища. Иногда скульптурки размещались в земляных ямах. Они были тщательно прикрыты, как важные сакральные пред­меты, подлежащие длительному хранению и почитанию. Очевидно, в этом отразились представления о функцио­нальной связи изображений женщин с огнем-очагом и землей. Не случайно статуэтки уложены ярусно: возможно, так выражено стремление передать представление о ярусности нижнего мира, мира мертвых.

 

 

Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 3957 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>