Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 20.04.2024, 03:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Сестричка, спрятанная под очагом - 1
СЕСТРИЧКА, СПРЯТАННАЯ ПОД ОЧАГОМ
«Женщина-Солнце каждое утро появляется на Востоке с горящим факелом в руках и начинает медлен­но подниматься на Небо. На смену ей приходит мужчи­на-Луна с малым факелом». «Стоянка двух братьев на­ходилась недалеко от созвездия Южного Креста, и у них были собственные огни — две звезды Большой Медве­дицы: других огней тогда в мире не было...» Так повествуют мифы Австралии — неиссякаемой сокровищ­ницы мифологии первобытности.
«Первой нашла Огонь одна женщина...» «У семьи Леопардов был Огонь, но человек пустился на хитрость: он убил бабуина, лакомое блюдо для Леопарда. Сбежа­лись все Леопарды, а человек тем временем схватил Огонь и убежал. Но потом он научился высекать Огонь из камня и подумал: «Я умнее Леопарда!"». Так расска­зывают бушмены, аборигены Южной Африки, малень­кие люди с большим поэтическим воображением.
«Когда мир только начинался, у людей не было Огня. В вигвамах у людей не было тепла, а лосося они ели сырым. ,,Койот,— взмолились они,— принеси пам Огонь с гор!". На горах жили духи — они не давали Огонь звериному народу: три Старухи стерегли его день и ночь. Но Сестры-Ягоды сказали Койоту, как забрать горящую головешку у Старух и передать через живот­ных людям. Койот был очень мудрым, он знал, как по­лучить Огонь из деревьев, как тереть две сухие палочки, пока не появятся искры». Так говорится в мифах индей­цев Северной  Америки.
Примечательно, что в мифах о Первом Огне таких архаических мифологий, как австралийские, папуасские, бушменские, наряду с фантастическими моментами (до­быча Огня культурным героем, астральные персонажи, возникновение Огня в результате брака между мифиче­скими людьми) обязательно упоминаются культурно-исторические реальности: получение огня от лесного по­жара, от искр трения камня и дерева. «Прирученный человеком на заре истории культуры, еще в африканском Олдувее (более 2 миллионов лет до нашей эры), осве­тивший мрак глубин нижнего палеолита Евразии (до 120 тысяч лет назад) огонь оказался искони связан­ным с жилищем и очагом, сферой труда женщин. В этом можно видеть „одну из древнейших особенностей чело­веческой культуры"»,— утверждает известный совет­ский австраловед В. Р. Кабо. Действительно, в одной из наиболее примитивных аборигенных культур, тасма­нийской, которая находилась и на грани XIX—XX веков на уровне верхнего палеолита(!), именно женщина обеспе­чивала очаг топливом, поддерживала огонь, варила пи­щу. То же наблюдается и в несравненно более развитых традиционных культурах мира, в том числе сибирских.
Огонь — это та природная стихия, без которой жизнь в экстремальной зоне Заполярья невозможна. Отсюда одно из ведущих мест Огня-Матери в общей системе ма­теринских сил Природы, созидающих Мир и поддержи­вающих в нем жизнь. Нганасанская Огонь-Мать — Туй-Нямы рождена Землей, но существует и действует она самостоятельно. Огонь родился в жилище Земли-Мате­ри в яре Хиюда-дико — Трутов Яр. Посередине Яра — сопка, голова Моу-Нямы, видно и ее лицо. Предполага­лось, что этот мифический Яр находится либо в тундре, на Севере, либо, напротив, далеко на Юге. Именно в юж­ном направлении ставили нганасане возле чумов перед­ки специальных, очажных нарт, на полозьях которых при перекочевках перевозили очаг — тори. Считалось, что средства для добывания Огня дала людям также Зем­ля-Мать, а Первый Огонь получен от Березы, что сооб­щает  ей  статус  священного  дерева.
Образ нганасанской Огня-Матери — Туй-Нямы — антропоморфен. Это седая старуха, постоянно живущая в очаге, из которого высовывается ее голова с развева­ющимися волосами, сыплющими искры. Она непрерыв­но рождает своих дочерей — языки пламени»
Судя по формулам обращения, которые тоже принад­лежат к архаическому мифофольклорному жанру, отно­шение к Огню-Матери у народностей Евразийской цир­кумполярной зоны было идентично. Так,  у юкагиров Огонь-Мать — Лочид Амаи — девочка, маленькая и об­наженная. Ее жилище — очаг. У большинства других народов Огонь — это зрелая женщина с детьми, стару­ха. Матерью именовали Огонь также таймырские долга­не, шорцы Алтая. Огонь-Мать у кетов, Бокам, мысли­лась также Женщиной, неизменно живущей в костре или очаге со своими детьми. Зола очага, взметнувшаяся от ветра,— это пыль, поднятая бегающими и играющими детьми Бокам. Любопытна мифологизированная кетская сказка с такими архаичными деталями, как мотив отдачи «доли» природной стихии, Огню. В ее основе лежит древний миф, прославлявший всемогущий Огонь. «Старик один с детьми жил. Огонь вечером трещит, искры ле­тят, говорит Она [Огонь[: „Старик, я тебя кормлю!". Старик в Огонь плюет: „Это я тебя кормлю!". Дразнит! Огонь. Огонь у Старика того век тух... Старик с детьми голодом стал помирать... Огонь ему сказала: ,.Теперь ты сына печень вынь — тогда Огонь тебе будет!". Стари­ку сына жалко, по без Огня нельзя. Сына он печень вы­нул... Тут у него Огонь получился. Тогда Старик стал людей учить, чтобы не дразнили Огонь:   плохо  будет!»
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1929 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>