Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 26.04.2024, 01:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Седна - прекрасная моржиха - 3
Моржиха Седна — кормилица морских зверобоев се­верных широт, чье существование зависело от успеха в про­мысле крупных млекопитающих. Поэтому именно образ этой Матери Моря вычленился как центральный в мифоло­гии эскимосов, арктического народа, наделенного боль­шим художественным талантом. В культуре эскимосов при их антропологической близости индейцам, много ана­логий с культурами их древних соседей, палеоазиатских народов Северо-Восточной Азии, которым также известен образ Седны.
Таким образом, именно множественность Матерей При­роды, их сестринские отношения следует считать древ­ним пластом представлений о всепроникающем материн­ском начале в силах Природы. Образы их вначале возни­кали в связи с «обожествлением конкретностей» — ре­альной оленихи, моржихи, лебедя или ворона и только позже приобрели антропоморфные черты. Наука обычно соприкасается с пластом мировоззренческой архаики эпи­зодически, и лишь в редчайших случаях ей удается выя­вить архаический феномен, в котором позднее антропомор­фное воплощение соседствует с животной ипостасью. В этом плане показательны образы нганасанской Земли-Матери, изначально Оленихи, и австралийской Гунабиби, которая воспринимается как Земля-Мать и Змея-Радуга.
В архаических мифологиях мира — австралийских, па­пуасских, сибирских — с разной степенью отчетливости прослеживается и древнейший уровень мифологических представлений, связанный с образами неисчислимых «рож­дающих» сил, которые проявляют себя буквально в каж­дом феномене живой Природы.
В мифологии папуасов маринданим — демы, бессчет­ные и чрезвычайно мобильные существа. Они как бы осу­ществляют непосредственно родственную (тотемную) связь людей и природных феноменов животного и растительного мира. Очевидно, мифический мир нго нганасан иллюстри­рует структурно-генетически несколько более ранний пласт этого исходного мифологического представления об окружающей природе. Если в миро папуасских дем можно уловить очевидные тотемные тенденции, то в мире нгана­санских нго они практически неощутимы. В нганасанской мифологии отсутствуют те ранние, множественные тотем­ные формы, которые связаны с представлениями о демах папуасов.
В целом образ Земли-Матери как мифологической до­минанты вторичен относительно представления о многих женщинах, матерях и устроительницах,часто выступающих в виде пары сестер. Матери-сестры, очевидно, «родились» из древнейшего «пантеона» типа папуасских дем и нгана­санских нго, которые олицетворяли первичные представ­ления о живой, вплоть до мельчайшей песчинки, Природе. Миф о создании Человека из Земли в индоевропейской и семитской мифологиях просматривается в самом эпитете человека — «земной». Неслучайна и примечательная связь между латинскими понятиями Humus — «земля» и ho­mo — «человек». Народы земного шара, отдаленные друг от друга на тысячи километров и часто находящиеся на диаметрально противоположных уровнях общественного развития (древняя монархия и первобытно-общинный строп) сочинили множество любопытных мифов о создании людей из земли. Так, согласно египетской мифологии, людей «де­лали» из глины пли из земли^ причем бог-творец Хнум лепил людей на гончарном круге. У африканских догонов герой-демиург лепил людей из сырой глины. Из глины ваял людей и греческий Прометей. В мифах алтайских народов Ульгень создавал первых людей из глины и ка­мыша. Из глиняного Яра произошли, как уже говорилось, и нганасаны — дети Земли-Матери. Наконец, само имя Адама связано с землею: оно семантически восходит к слову «адамах», первоначально означавшему «краснозем».
В мифологии Древнего Китая среди немногих женских божеств сохранила свой первоначальный облик знаме­нитая Нюйва — полуженщина-полузмея. Она предстает в древних мифах Великой Матерью богов, богиней пло­дородия, а ее древняя ипостась — Мать Природы. Миф о сотворении Нюйва человека сохранил свое первоначаль­ное ядро. «Простой народ говорит, что, когда Небо и Зем­ля только что отделились друг от друга, еще не было лю­дей. Нюйва взяла желтую глину и стала их лепить. Но си­лы у нее истощились, не хватило времени. Тогда она стала делать людей, водя веревкой по простой глине. Богатые, знатные и ученые люди — это люди, вылепленные из жел­той глины, а бедные... сделаны веревкой».
Таковы нити, связывающие людей с их мифической Прародительницей архаических времен. Однако Мать Природы не только порождает их, но и покровительствует людям в их последующей жизни, оберегая от мировых ка­таклизмов, грозящих уничтожить все человечество. В ка­честве таковых выступают всемирные потопы, мифы о ко­торых распространены в глобальном масштабе. Любопы­тен греческий миф о Девкалионе и Пирре, супружеской паре, спасшейся от потопа по воле Зевса. Он подсказал, что для возрождения человечества надо бросить через пле­чо камни — кости Праматери, то есть Земли-Матери. Из камней, брошенных Девкалионом, получились мужчи­ны, Пиррой — женщины. У новых людей родились дочь и два сына. От сына Эллина, говорится у Аполлодора, уче­ного грамматика II века до нашей эры, ведут свою родос­ловную греческие племена. Это типичный этногонический миф, в котором мифологическая архаика отражает начало истории конкретного этноса.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2020 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>