Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 19.03.2019, 00:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Седна - прекрасная моржиха - 4
Земля-Мать — постоянный персонаж космогонических мифов в мифологиях мира. В архаических мифологиче­ских системах народов Сибири и североамериканских индейцев Землю часто вылавливает из Мирового Океана птица-ныряльщик. Это Гагара или Утка. По мере мифоло­гической эволюции в это событие последовательно включа­ются культурные герои, демиурги-творцы и наконец бо­ги. Именно так поступали полинезийский герой Мауи и индийский Праджапати, а также Тор — бог-громовержец скандинавов.
В более развитых древнеиндийских мифологиях Зем­ля и Небо неуничтожимы. Они существуют вечно в виде Мирового Яйца, когда оно разбивается, возникает Космос. Иногда появление Земли представляется как результат расчленения докосмического гигантского существа. Его приносят в жертву, и из частей тела происходят все сти­хии. Таковы аккадское чудовище Тиамат, древнеиндий­ский и скандинавский великаны Пуруша и Имир, китай­ский Пань-гу.
Представление о Земле как подательнице жизни можно рассматривать как источник неукоснительного требования, чтобы умерших погребали именно в родной земле. В поэ­тической поэме древних шумеров «Сошествие Инанны в Подземное царство» супруг Инанны бог-пастух Думузи, предчувствуя гибель, берет свою свирель и обращается к Равнине: «Если она [Инанна] не узнает день, когда я умру, ты, о Равнина, вместо моей матери объявишь об этом, и как моя Сестричка — оплачь меня!». Так, перед смертью, именно к Земле обращены мысли одного из лирических героев древней мифологизированной по­эзии.
Богини-Матери в мифологиях и религиях ближневос­точных цивилизаций древности, а также античных Гре­ции и Рима являют собой примеры тесной связи с древней­шими родоплеменными Матерями Природы первобытной архаики. В мифологии Египта архаический образ Боги­ни-Матери представляла Небесная Корова. В мифе о бо­гине Нут (изначально Небесная или Золотая Корова) впечатляет концовка. В ней отцу новорожденного ребенка предписано, держа дитя над головой, читать текст перед изображением богини. Ритуал связан, очевидно, с древ­ним тотемом-Коровой, родоначальницей и покровитель­ницей, чей образ восходит к неолиту Египта.
Древнейшие представления о Богине-Матери известны и в Древнем Шумере. Бог Воды и Мудрости Энки действу­ет в стране Дильмун (современный Бахрейн), «светлой стране живых». Именно здесь, в рае для богов, Нинхур-саг — Великая Мать богов — выращивает особые расте­ния, которые Энки срывает. Поэтичен миф, в котором Нинкурсаг и Энки творят людей из «глины, что над бездной» и Энки просит свою Мать Намму — Первоначальное Море - «О Мать, начертай его судьбу!». Древние боги у на­полов Скандинавии также создали людей без «судьбы», которую затем начертал им Один. К Богине-Матери Аккада - Мамми — обращаются боги с просьбой сотво­рить человека «для несения ига богов». Бог Энки советует Мамми сотворить человека как существо отчасти божест­венное, отчасти низкое, смешав глину с плотью и кровью некоего бога, убитого самими богами. Наиболее известна аккадская поэма, повествующая о сотворении мира. В ней говорится, что после создания богов и возведения Вави­лона главный бог Мардук и Мать Аруру творят людей, стенных зверей, реки Тигр и Евфрат. В другом мифологи­зированном рассказе повествуется, что люди создавались для исполнения работ, которые иначе пришлось бы вы­полнять самим богам.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1228 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>