Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Предки из страны сновидений - 2
Отголоски норм группового брака изредка можно про­следить по упоминаниям в мифах о наличии нескольких жен у тотемного персонажа. Например, сибирский Ите женится на грех лесных девах, а Ворон у чукчей отвоевы­вает себе пять жен в борьбе с Орлом. Папуасский дема Вокабу, предок Саговой Пальмы, связанный также с то­темом Сома, имеет трех и более жен. Иногда у этого попу­лярного мифологического персонажа имеется целая группа жен. «Дема Вокабу со своими многочисленными женами шел с праздника майо (оргаистический праздник культа плодородия). Каждый раз, когда Вокабу останавливался на ночлег, он строил для себя и своих жен хижину. А по­том их разрушали ветры и бури... Еще и поныне вдоль всего побережья можно увидеть развалины хижин Вока­бу — это обломки кораллов и горгонид, которые выбро­сило на берег. Горгониды — обломки кровли из саговых листьев, кораллы — перекрытия хижин. Приливы и от­ливы перекатывают их по берегу. А жены Вокабу — это маленькие крабы разных пород, живущие здесь». Таков отрывок из поэтичного мифа племени вокабурек, чьи то­темы — Саговая Пальма и Сом.
В мифологиях мира можно найти яркие параллели представлениям сибирских народов о мифических братьях, в том числе братьях-близнецах, выступающих в роли де­миургов, обычно — антагонистов. Это Есь и Доотет, Ну­ми-Торум и Куль-Отыр, Инмар и Керемет, Ен и Омоль. Обратим внимание, что в древнейших пластах мифологии часто более двух подобных персонажей — демиургов, культурных героев. Например, герои карело-финского эпоса «Калевала», основа сюжета которого датируется брон­зовым веком,— три брата: Вяйнямейнен, Ильмарпнен и Еукахайнен. Судя по характерным эпическим ролям этих героев «Калевалы», выступающих как мудрый Певец и сказочный Кузнец, кующнй счастье для своего народа, первоначально они выступали в образах культурных ге­роев, подателей благ.
Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь... Кому не из­вестны эти легендарные основатели нашего Киева, три брата и сестра, пришедшие на его холмы?! Их древние об­разы сохранены благодаря легенде, рассказанной «Пове­стью временных лет», этим неповторимым учебником ис­тории славян, написанным на грани XI —XII веков. В «Повести» читаем, что Кий вместе с младшими братьями и сестрой пришел на Днепровские кручи и на трех холмах основал поселение. Это сказание известно и в древнеармянской передаче, где Киев — «Мать городов русских»— наз­ван Куаром. Однако перед нами не просто средневековое сказание, где немного истины, немного — вымысла. Уже сам множественный характер героев повествования на­водит на мысль о древнейшей основе, заложенной в объяс­нении факта реальной истории. Примечательно, что лин­гвисты связывают имя Кий с древним индоевропейским термином, означавшим божественного Кузнеца (klij), по­мощника верховного бога-громовержца в его поединке со Змеем. Этот поединок — основной сюжет центрального мифа индоевропейской мифологии, сформировавшейся не позднее начала бронзового века. Ее создавали отдален­нейшие предки многих европейских народов, в том числе славян. Это было время, когда колесницы древних индо­европейцев начали свое стремительное продвижение по
Евразийской степи, сопровождаемые повозками с жена­ми и детьми, табунами и стадами, составлявшими медли­тельный арьергард передовых отрядов. Индия — таков был конечный рубеж их движения, стимулированного нуждами развитого скотоводческого хозяйства. Время — III - II тысячелетие до нашей эры. Это был не военный, це­ленаправленный поход, но закономерное для древней исто­рии человечества перемещение этносов в поиске удобных для жизни территорий. Их древние кладбища находят в Северном Причерноморье, Зауральской степи, на про­сторах Казахстана. В своих погребальных обрядах эти племена приносили в жертву рабов, коней, оставляли в могилах колесницы для пути в «мир без возврата».
Образы братьев — основателей Киева восходят к древ­ним мифологическим персонажам братьев-демиургов, близких архаическим культурным героям сибирских и ми­ровых мифологий. Кий — легендарный основатель Кие­ва  - один из многих в ряду многочисленных образов Кузнецов индоевропейской мифологии. Именно таковы литовский Кальвнс и латышский Калейс балтийской ми­фологии, Кузнецы, приспешники Громовика Перкуиаса-Перкониса. Кузнецы постоянно куют ему оружие для сра­жений с врагами, иногда также выковывают Небеса, Солн­це, а для Дочери Солнца — пряжку Сакту.
В плане мифологической эволюции показательна даль­нейшая судьба сказания о Кие и его братьях, восходяще­го в основе к бронзовому веку. Так, украинские преда­ния связывают происхождение «чудного Днепра» с божь­им Ковалем, победившим Змея, который обложил страну непомерной данью. Кузнец впряг Змея в плуг и вспахал на нем землю. Из борозд возникли Днепр, Днепровские пороги, а вдоль Днепра — Змиевы валы. Как помним, именно кузнец выступает помощником верховного бога в битвах со Змеем, то есть истоки предания о Ковале совер­шенно очевидны. Так архаичный миф, трансформируясь в течение веков, предстает перед нами народным преда­нием этиологического характера и в конце концов попу­лярной детской сказкой. Та же участь постигла палео­азиатского Ворона, селькупских Ите и Кандальдука, нганасанского Дяйбанго. В этом, как представляется, проявился истинный реализм названных образов, их глубо­кую народность можно проследить сквозь века.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1086 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>