Три брата... Они
встречаются в самых различных пластах мифологий мира, от древнего мифа — до
народной сказки п былички, что является художественным и идеологическим
отражением реального явления социальной истории первобытных и традиционных
обществ. «Выделение биологически родственных триад началось как выделение
высшего, властвующего слоя этноса»,— пишет советский африканист В. М. Мисюгин,
исследовавший это явление на примерах социальной структуры и политической
истории самых различных обществ.
Археологически известны
погребения трех мужчин (братьев?), относящиеся к неолиту — бронзовому веку
евразийской территории нашей страны. Это культовые комплексы — погребения в
Оленеостровском могильнике па Онежском озере (ранний неолит) и в могильнике
Съезжее (энеолит— ранний бронзовый век, Поволжье). В Оленеостровском
могильнике обнаружено тройное однополое погребение. При центральном погребенном
мужчине находилась культовая модель очага. Особо примечательны погребения
кузнецов-литейщиков на Украине (Верхняя Маёвка, Ворошиловград), сопровождаемые набором соответствующих
инструментов. Согласно устной традиции, а также этнографическим данным по
народам мира, кузнецы занимали ведущее положение в коллективе. В мифах они
выступают первыми помощниками верховного божества. Примечательно, что в Сибири
этнографами выявлен феномен так называемой братской семьи (три брата возглавляют
семейный коллектив). Не исключено, что подобные тройные ячейки, фиксируемые с
глубокой древности и имеющие своим истоком деление коллектива на половозрастные
разряды, объединявшие, в частности, кровных братьев и побратимов, были
обусловлены определенными демографическими закономерностями. Феномен трех братьев, реальных и
мифологических, продолжает оставаться увлекательной загадкой, ждущей своего разрешения.
Мифы о братьях-близнецах
скорее характерны для развитых дуалистических мифологий, однако и в этих образах,
часто окрашенных тонкой поэтичностью, вновь проступают былые архаические черты
культурных героев. Именно подобные образы наполняют индоевропейскую мифологию,
в которой близнецы выступают как конные всадники, воины, мореплаватели...
В мифологии древних
балтийских племен у верховного бога Диеваса есть сыновья-близнецы. Юноши
влюблены в Дочь бога Солнца, Ожидая ее, они зажигают два огня на Балтийском
море, катают Дочь Солнца в яблоневой лодке, едут по берегу к ее дому на двух
конях... Имя близнецов — Юмис (латышский). Перед нами архаичный пласт
балтийской .мифологии, где верховный бог Дневас пассивен по сравнению с
динамичными образами более молодых богов. Ну.м, Есь, менее — Торум, сибирские
верховные божества, удаляясь на Небо, также становятся пассивными
наблюдателями земных дел, и люди со своими заботами чаще обращаются к активным
молодым героям.
Если обратить внимание
на многочисленные корабли на петроглифах Скандинавии, а также уникальные, созданные гальштадской культурой Центральной Европы
(I тысячелетие до нашей эры), бронзовые модели колесниц, запряженных конями и
птицами, то можно обнаружить широкий пласт ассоциаций с мифологическими образами.
Примечательна и близость образов древнеиндийских Ашвинов—балтийских близнецов
Юмис, она проявляется в их деятельности и «родственных связях». В этих образах
чувствуется оптимистичность настроя их создателей: пастухов и
воинов, первооткрывателей новых земель, искусных ремесленников и...
астрономов. Действительно, ведь это эпоха создания древнейших первобытных
монументальных обсерваторий — Карнак во Франции, Стоунхендж в Англии.
Астральные значки на сибирских зооморфных
изваяниях, гигантских каменных
монументах, стоявших в степи еще в эпоху раннего бронзового века,
возможно, также служили определенными астрономическими ориентирами. Именно
многоцветней звезд была окружена Мать Природы, неизменно изображавшаяся на
этих мегалитах культуры ранних скотоводов Южной Сибири. Быки влекут или мчат
повозки на южно-сибирских петроглифах этой эпохи. Судя по южно-сибирскому
искусству, насельники енисейских долин создали сами либо заимствовали из
центров цивилизации через среднеазиатский культурный пояс мифы о Небесной
повозке, борьбе Солнца со змеями, Преследователе Солнца. Изображения на
скалах, а также плитах-стелах и камнях-мегалитах, во множестве стоящих по
хакасской степи, подтверждают это предположение.
Диоскуры —
братья-близнецы, сыновья Зевса, по данным мифологии, связаны, подобно Ашвинам
и Юмис, с конями, сменой дня и ночи, Солнцем, функциями спасения и помощи соплеменникам.
Диоскуры — дорийские герои, но их почитание распространилось далеко за пределы Древней
Спарты. Очевидно, их исходный культ, как и братьев-близнецов пруссов, был связан
с почитанием дерева — одним из основополагающих в системе ранних мифологий.
Примечательно, что традиционно каждый этнос считал священным дерево определенной
породы. В Сибири таковыми, как помним, были у ненцев лиственница, у кетов —
кедр и береза, у нганасан — береза.
Примечательно, что
именно береза как символ ритуальной чистоты почиталась в балтийской и
германской культово-мифологических традициях. Береза почиталась у восточных
славян как священное дерево и женский символ. Еще в конце XIX века на бересте
крестьяне писали свои прошения к лешим, приколачивая их к дереву.
Так мифология продолжает
функционировать в культуре средневековой и современной Европы. В это же время
в далекой Сибири почитание деревьев составляло заметный компонент традиционной
культуры ее народов. Мифологические образы древних культурных героев, братьев-близнецов
стали первоосновой культур современности.
|