Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 05.11.2024, 13:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Предки из страны сновидений - 3
Три брата... Они встречаются в самых различных пла­стах мифологий мира, от древнего мифа — до народной сказки п былички, что является художественным и идео­логическим отражением реального явления социальной истории первобытных и традиционных обществ. «Выделе­ние биологически родственных триад началось как выде­ление высшего, властвующего слоя этноса»,— пишет со­ветский африканист В. М. Мисюгин, исследовавший это явление на примерах социальной структуры и политиче­ской истории самых различных обществ.
Археологически известны погребения трех мужчин (братьев?), относящиеся к неолиту — бронзовому веку евразийской территории нашей страны. Это культовые комплексы — погребения в Оленеостровском могильнике па Онежском озере (ранний неолит) и в могильнике Съез­жее (энеолит— ранний бронзовый век, Поволжье). В Оле­неостровском могильнике обнаружено тройное однополое погребение. При центральном погребенном мужчине на­ходилась культовая модель очага. Особо примечательны погребения кузнецов-литейщиков на Украине (Верхняя Маёвка,   Ворошиловград),   сопровождаемые набором со­ответствующих инструментов. Согласно устной традиции, а также этнографическим данным по народам мира, куз­нецы занимали ведущее положение в коллективе. В мифах они выступают первыми помощниками верховного боже­ства. Примечательно, что в Сибири этнографами выявлен феномен так называемой братской семьи (три брата воз­главляют семейный коллектив). Не исключено, что подоб­ные тройные ячейки, фиксируемые с глубокой древности и имеющие своим истоком деление коллектива на по­ловозрастные разряды, объединявшие, в частности, кровных братьев и побратимов, были обусловлены определен­ными   демографическими   закономерностями.   Феномен трех братьев, реальных и мифологических, продолжает оставаться увлекательной загадкой, ждущей своего раз­решения.
Мифы о братьях-близнецах скорее характерны для развитых дуалистических мифологий, однако и в этих обра­зах, часто окрашенных тонкой поэтичностью, вновь просту­пают былые архаические черты культурных героев. Имен­но подобные образы наполняют индоевропейскую мифоло­гию, в которой близнецы выступают как конные всадники, воины, мореплаватели...
В мифологии древних балтийских племен у верховного бога Диеваса есть сыновья-близнецы. Юноши влюблены в Дочь бога Солнца, Ожидая ее, они зажигают два огня на Балтийском море, катают Дочь Солнца в яблоневой лодке, едут по берегу к ее дому на двух конях... Имя близнецов — Юмис (латышский). Перед нами архаичный пласт балтийской .мифологии, где верховный бог Дневас пасси­вен по сравнению с динамичными образами более молодых богов. Ну.м, Есь, менее — Торум, сибирские верховные божества, удаляясь на Небо, также становятся пассивны­ми наблюдателями земных дел, и люди со своими забо­тами чаще обращаются к активным молодым героям.
Если обратить внимание на многочисленные корабли на петроглифах Скандинавии, а также уникальные, соз­данные    гальштадской культурой Центральной Европы (I тысячелетие до нашей эры), бронзовые модели колес­ниц, запряженных конями и птицами, то можно обнару­жить широкий пласт ассоциаций с мифологическими обра­зами. Примечательна и близость образов древнеиндий­ских Ашвинов—балтийских близнецов Юмис, она проявля­ется в их деятельности и «родственных связях». В этих образах чувствуется оптимистичность настроя их созда­телей: пастухов  и   воинов,  первооткрывателей  новых земель, искусных ремесленников и... астрономов. Дейст­вительно, ведь это эпоха создания древнейших первобыт­ных монументальных обсерваторий — Карнак во Франции, Стоунхендж в Англии. Астральные значки на сибирских зооморфных   изваяниях,   гигантских   каменных   мону­ментах, стоявших в степи еще в эпоху раннего бронзово­го века, возможно, также служили определенными астро­номическими ориентирами. Именно многоцветней звезд была окружена Мать Природы, неизменно изображавшая­ся на этих мегалитах культуры ранних скотоводов Южной Сибири. Быки влекут или мчат повозки на южно-сибир­ских петроглифах этой эпохи. Судя по южно-сибирскому искусству, насельники енисейских долин создали сами ли­бо заимствовали из центров цивилизации через средне­азиатский культурный пояс мифы о Небесной повозке, борьбе Солнца со змеями, Преследователе Солнца. Изо­бражения на скалах, а также плитах-стелах и камнях-ме­галитах, во множестве стоящих по хакасской степи, под­тверждают это предположение.
Диоскуры — братья-близнецы, сыновья Зевса, по дан­ным мифологии, связаны, подобно Ашвинам и Юмис, с конями, сменой дня и ночи, Солнцем, функциями спасения и помощи соплеменникам. Диоскуры — дорийские герои, но их почитание распространилось далеко за пределы Древней Спарты. Очевидно, их исходный культ, как и братьев-близнецов пруссов, был связан с почитанием де­рева — одним из основополагающих в системе ранних ми­фологий. Примечательно, что традиционно каждый этнос считал священным дерево определенной породы. В Сибири таковыми, как помним, были у ненцев лиственница, у ке­тов — кедр и береза, у нганасан — береза.
Примечательно, что именно береза как символ ритуаль­ной чистоты почиталась в балтийской и германской куль­тово-мифологических традициях. Береза почиталась у восточных славян как священное дерево и женский символ. Еще в конце XIX века на бересте крестьяне писали свои прошения к лешим, приколачивая их к дереву.
Так мифология продолжает функционировать в куль­туре средневековой и современной Европы. В это же вре­мя в далекой Сибири почитание деревьев составляло за­метный компонент традиционной культуры ее народов. Мифологические образы древних культурных героев, бра­тьев-близнецов стали первоосновой культур совре­менности.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1945 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>