Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Непобежденное солнце степей - 3
Еще один образ, запечатленный на обломках плит мо­гильника Черновая, вызывает бесспорный интерес — Солнце с копьями (рис. 6, 2). Это солярный и одновремен­но орнитоморфный персонаж, выразительные параллели которому можно найти в глубинах индийской мифологии. Действительно, в древнейшем протоиндийском пантеоне богов среди наиболее значительных мифологизированных персонажей известен Бог-Копьеносец, имеющий сходство с древне-тамильским Маругой, сыном бога Шивы по ин­дуистскому канону. Маруга древних тамилов, доарийского населения Индии, сопоставим с Солнцем, с его культом связаны и змеи. И в наши дни правоверные по­читатели древнего бога приносят змей как жертвопри­ношение в его храмы. Солнечный бог с копьем, изобра­жавшийся в искусстве Индии в красном цвете, чем под­черкивался активный характер божества,— выразитель­ный прообраз Солнца с копьями из находок бронзового века в Южной Сибири.
В степи часто находят в каменных оградах тагарских курганов железного века (I тысячелетие до нашей эры), а также изредка стоящими самостоятельно плоские, по­добно абаканским, стелы с изображением подовальной личины, как бы окруженной языками пламени, с «нагруд­ником» из сложных фигур, крупным «ртом». Эти своеоб­разные стелы (из Тазмина, Фарпуса, Соленоозерной на Белом Июсе, Черновой и других мест), возможно, созда­ны предшественниками ваятелей зооморфных статуй. Они развивали свою культуру синхронно с южным, абакан­ским культурным и художественным комплексом. Зоо­морфные статуи — предмет прошлых и будущих дискус­сий археологов, этнографов и мифологов. Эти мегалиты южно-сибирских степей, но имеющие прямых аналогов в культурах древности, созданы как бы в расчете на изощренный полет мифологической фантазии. Изображе­ния на зооморфных статуях, высеченные или выгравиро­ванные на камне, перенасыщены многокомпонентными образами. На первый взгляд они выглядят хаотичными, вычурными за счет причудливого переплетения фигур. Антропозооморфизм в них сочетается с астральной и со­лярной символикой. Впечатляют размеры этих мегали­тов, а также своеобразие их формы: высота серповидных в разрезе фигур порой достигает 4 м. Каменные статуи, в принципе, однотипны. Они запечатлели грузную Жен­щину-Мать, подчеркнуты линии груди и живота. Статуи изготовлены из серого песчаника, а лучшие образцы — из красного гранита. Центром многофигурной компози­ции выступает овальный барельеф: лицо человека с уд­линенными рогами коровы, реже — разветвленными ро­гами оленя. Обычно на личине обозначены три глаза. Мо­нумент часто бывает усыпан значками космического характера, передающими многоцветие звезд, иногда они явно объединены в определенные созвездия. Часто эти звезды или маленькие «солнца» окружены символами бычьих рогов.
Этот символический образ гигантской Женщины-Ма­тери тесно связан как с животным (и растительным?) ми­ром, так и со стихией Неба. Новейшие мифологические изыскания, касающиеся широкого, воистину глобального пласта древнейших образов Матерей Природы, позволяют достаточно уверенно идентифицировать основной персонаж южно-сибирских каменных статуй с Землей-Матерью. В мифологиях Севера она выступает в образах Оленихи, Лосихи, Коровы. Практически каждый сибирский этнос донес из глубинных слоев своих мифологий до наших дней этот всеобъемлющий образ Земли, возникшей в без­брежном Мировом Океане, породившей затем и продол­жающей рождать все живое. Но, может быть, это Солнце-Мать, подобная Солнечной Лосихе мифологии эвенков? Идентификация возможна, если учитывать подчеркнуто космический характер образа в целом. Этот ряд предпо­ложений, вероятно, можно продолжать, но его следует ограничить только двумя. Ведущие Матери Природы — образы автохтонные для Сибири. Считалось, что они бы­ли основными подательницами жизни: Земля — произ­водящая, Солнце — всемерно поддерживающая родившу­юся жизнь субстанция. Изображение змеевидного суще­ства, венчающее головы статуй Матери Природы, четко вписывается в общую семантику образа — символа идеи всеобщего плодородия.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1192 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>