Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Непобежденное солнце степей - 4
Примечательны и полисемантичные образы зооморф­ных статуй Южной Сибири с многоракурсными изображе­ниями. Особенно впечатляет уже упоминавшаяся статуя с озера Шира, изображения на которой «читаются» по-разному с различных сторон. В фас это бюст женщины, в боковом ракурсе — голова волка, пытающегося лапами и оскаленной зубастой пастью схватить крупный астраль­ный или солярный знак, помещенный внизу живота жен­ской фигуры. Лоб и глаза зверя — это одновременно грудь женщины, контуры его пасти — ее живот и спина, лапы зверя — ее руки. Хищник, охотящийся за Солнцем, и Солнце с рогами — быть может, они пред­ставляют вариант мифа о Космической Погоне, извест­ного от Тихого океана до Средиземноморья? В качестве ближайшей аналогии композиционной схеме изображе­ний на зооморфных каменных статуях Южной Сибири могут быть приведены так называемые тотемные столбы индейских племен Тихоокеанского побережья Северной Америки. На этих поразительных образцах традицион­ного искусства, сохранившихся до наших дней, воспро­изведены впечатляющие образы индейских мифологий. Среди них часто встречаются персонажи, хорошо знако­мые по мифологиям Северной Азии: ворон, гагара, мед­ведь-родоначальник. Индейские тотемные столбы имену­ются многозначительно, что и выдает их причастность к образам мифологии: «Солнце и Ворон», «Дерево Гага­ры», «Кац-Охотник и его Жена-Медведица». Среди мифо­логических персонажей можно назвать Медведя, Волка, Бобра, Медведя гризли, Кита, Ворона, Орла, Гагару, Утку, Ястреба, Сокола, Журавля, Комара, Стрекозу и Лягушку. Все они — представители мира Земли, Неба и Воды, образующие круг тотемных образов также и си­бирских мифологий.
В изобразительной манере последовательного верти­кального размещения мифологических фигур, а также в выделении главного среди них персонажа иногда усмат­ривают нить повествования реальных индейских мифов. Некоторые их эпизоды дышат глубокой архаикой. К та­кому кругу относятся эпизоды мифологического «Цикла Ворона», известного как в Северо-Восточной Сибири, так и на Тихоокеанском побережье Северной Америки, сюже­ты мифов об Орле и многие другие.
Проводя параллели между тотемными столбами ин­дейцев и каменными зооморфными статуями Южной Си­бири, столь очевидные как в семантике изображений, так и в вертикальной композиционной схеме, не следует ис­кать пути непосредственных заимствований приемов и образов. Заимствования не было, но существовала сход­ная подоснова художественных изобразительных прие­мов передачи близких мифологических образов. Подоб­ная вертикальная композиция в камне — наследница ана­логичного расположения образов на растущих деревьях.
Именно такие объекты (из камня и дерева) естествен­ного или искусственного происхождения послужили древ­нейшим прообразом более поздней, шаманской, идеи Ми­рового Дерева и Мировой Лестницы. Через подобные кон­струкции реализовалось представление о роли шаманов как медиаторов, посредников между мирами. Однако в от­даленную эпоху, уходящую корнями своего мифологизированного мировоззрения едва ли не в глубины каменно­го века, идеи шаманства не могли найти подходящей как экономической и социальной, так и идеологической поч­вы для своего развития. Идеология шаманства, подобно древнейшим мифологическим воззрениям, представляет собой такую же глобальную мировоззренческую систему эпохи развития традиционных культур, как мифология в системе первобытности.
Примечательные параллели образам зооморфных ста­туй Южной Сибири, как в семантическом, так и в компо­зиционном планах, могут быть обнаружены и в другом заповедном регионе традиционного изобразительного ис­кусства — у эскимосов северо-восточной оконечности Азиатского материка. В Эквснском древнеэскимосском могильнике на Чукотке, раскопанном ленинградскими археологами, была обнаружена серия выразительных скульптурой зооантропоморфного характера из моржовой кости. Фигурки выполнены в многоракурсной манере, характерной для отдельных образцов древнего искусства верхнего палеолита и бронзового века. Заметим, что мно­горакурсный стиль изображения, как и в Малой Сые, служил целям более углубленного выражения архаиче­ской мифологической идеи о взаимопревращениях людей и животных. Наглядно иллюстрируется и перевоплоще­ние звериных персонажей: Белый Медведь — Морж — Горный Баран, таких животных можно увидеть, повора­чивая статуэтку. Примечательно вертикальное размеще­ние некоторых композиций. В основном образе четко уз­наваема центральная фигура мифологии эскимосов — древняя Мать Природы Моржиха Седна.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1096 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>