Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 27.04.2017, 23:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Непобежденное солнце степей - 1
НЕПОБЕЖДЕННОЕ СОЛНЦЕ СТЕПЕЙ
 
«Яркая вспышка, сухой треск, и я, выбежав на ве­ранду дома, увидел фантастическое зрелище: по двору плясал, перекатываясь, метровый огненный шар, окайм­ленный языками пламени. Он был как веселое сияющее Солнце в миниатюре...» — вспоминает очевидец, наблю­давший крупную шаровую молнию в одном из поселков Подмосковья. «Как Солнце в миниатюре...» — такое срав­нение, возникшее у нашего изумленного современника, тем более естественно для человека бронзового века.
 
В истории развития культуры и эволюции форм изо­бразительного искусства, питавшегося изначально мифо­логическими образами, наступали моменты и целые пе­риоды поразительного по своей одухотворенной насыщен­ности расцвета — идей, красок, форм. На заре бронзово­го века истории Южной Сибири (конец III — начало II тысячелетия до нашей эры) в культуре раннескотоводче-ских племен можно наблюдать яркий всплеск искусства разнообразных изобразительных форм: монументальной скульптуры, мелкой пластики, наскальных изображений. Если крупные каменные изваяния распространены по всей территории Хакасско-Минусинской котловины, то плоские стелы группируются преимущественно в бассей­не Абакана. Для первых характерны сложные зооморф­ные образы, для вторых — антропоморфные.
 
Народы, оставившие памятники абаканской культу­ры, были связаны с культурами среднеазиатского ареа­ла, чьи естественные контакты издревле простирались до Индии и стран Древнего Востока. Так в степи Южной Сибири проникали мифологические представления, вос­ходящие в своей основе к культурам древневосточных цивилизаций. Антропоморфный персонаж солярного ха­рактера — ведущий мифологический образ, запечатлен­ный на стелах абаканского археологического изобрази­тельного комплекса. Антропоморфная фигура с безупреч­ным по правильности кругом — таков наивный, но вы­разительный образ Солнца. Оригинальна стела из улуса Онхакова с изображениями солнца со змеями. Если изображение солнца следует трактовать как мифо­логический образ Солнца-Матери, то фигура Солнца со Змеями допускает двоякое толкование. Если в ней вос­создан образ Змееборца, то аналогии ей можно найти в глобально известных сюже­тах, например в древнееги­петских. Образ Солнца мог быть также воплощением плодоносящих сил, тогда змеи — их символы, что мож­но сопоставить с известны­ми ближневосточными боги­нями-матерями со змеями.
 
Антропоморфные персона­жи в остроконечных конусо­видных головных уборах, подобных тем, которые можно увидеть на портретах изящных европейских дам эпохи Кватроченто (XV век),— какие мифы связаны с их изо­бражениями? Вот динамичная мифологическая сцена, воссозданная на плите из могилы абаканского могиль­ника Тасхазаа. В погребении были похороне­ны две молодые женщины, занимавшие разное социаль­ное положение. Госпожа положена в основании этого двухъярусного погребения со многими украшениями и богатым инвентарем, рабыня — сверху, в уничижитель­ной позе, на четвереньках и вниз лицом (положена зажи­во?), со скромным ожерельем из резцов байбака вокруг шеи... Была ли главная из погребенных жрицей опреде­ленного (солярного?) культа и как сопоставить рисунки на плите, разделявшей обеих женщин, с характером дея­тельности погребенной — установить невозможно. Однако сюжет в целом ясен. Он связан с похождениями мифиче­ского персонажа, культурного героя, с его основным де­янием — добычей Солнца. Одна из трех запечатленных птиц, сокол, сближена с культурным героем и его помощ­ником, а две другие, орлы, связаны с главным персона­жам. Итак, это изображение мифа о Разорителе орлино­го гнезда, одного из древнейших у племен Северной Азии и Америки, восходящего  очевидно, еще к каменному веку. Изображение солнечного диска в лапах орла, а так­же диска на груди героя подтверждает такую семантику сюжета. Примечательно, что у обеих антропоморфных фигур изображены пупки... На некоторых красочных средневековых миниатюрах из монастырских рукописей Западной Европы эпохи средневековья первого человека, Адама, иногда изображали с пупком. Святые отцы спо­рили: мог ли иметь пуп Адам, будучи не рождён, но со­творен богом...
 
(Сцена с Разорителем орлиного гнезда, похитившем Солнце, из Тас-хазаа архаична по своей атрибутике и сю­жету. Однако орнитоморфные персонажи с другой могиль­ной плиты этого древнего кладбища кажутся навеян­ными образами палеолитической древности. На ней вне симметричной композиции, но, несомненно, в определен­ном взаимодействии «движутся» фигуры с ногами челове­ка, птичьими торсами и головами. У края плиты запечат­лена человеческая фигура, в центре — сидящая птица. Сюжет этой сцены определить трудно. Следует обратить пристальное внимание на орнитоморфность персонажей, очевидно тотемных героев. Именно птицы часто сопут­ствовали культурным героям сибирских мифологий, были их древнейшим, тотемным воплощением. В устном твор­честве жителей степей Хакасии можно обнаружить эти древнейшие поэтические образы, подобные по форме пер­сонажам гравировок верхнего палеолита Франции, а по содержанию — мифологическим образам Сибири. На пли­тах могил могильника Тас-хазаа обнаружены иные, но не менее архаичные по форме и семантике мифологиче­ские персонажи: с характерно склоненными вперед тор­сами, со звериными хвостами, с конскими головами, ти­пичными для солярных персонажей.

 

 

Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1060 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>