Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мифы в свете археологии - 1
МИФЫ В СВЕТЕ АРХЕОЛОГИИ
Археологические находки и мифологические сказа­ния — какова связь между этими феноменами материаль­ной и духовной культур? Древности безмолвствуют, пока их не оживит поэтическая муза мифологии. Она может вдохнуть жизнь в немые свидетельства минувшего. Вот почему, раскрывая взаимосвязь мифологии и археологии, необходимо прежде всего обратиться к мифу как. источ­нику художественной культуры древности.
«Мифы», «мифология» — эти понятия не могут оставить безучастным человека современности. И это понятно, ибо в них сокрыты тайны древних космогонии, истоки поэзии, основы этики и эстетического восприятия жизни, воз­никшие в сумерках далекой первобытности. Что такое мифы? Обычно под этим греческим термином, означа­ющим «сказание», «предание», подразумевается комплекс фантастических представлений тех, кто создал блестящую греко-римскую цивилизацию. Однако античная мифоло­гия с ее поэтическими образами, прославлением идеалов героики и патриотизма — лишь позднее звено в эволюции мировой мифологической системы. Ответы на вопросы, что есть миф и какова его исходная модель, в чем заклю­чается роль мифологии в системе культурно-эстетиче­ских ценностей человечества, следует искать отнюдь не в гармоничных образах античной классики, созданных, более двух тысячелетий назад, а в бесценных свидетель­ствах культур первобытной эпохи. Мифология — это древнейшее отражение социальных и идеологических воз­зрений человечества. Теперь можно утверждать, что она сформировалась не в тиши мраморных храмов, белеющих в тени оливковых рощ. Ее создали палеолитические охот­ники приледниковых тундр Европы и Сибири, древние племена знойных плоскогорий и долин Африки и Австра­лии. Пути познания мифологии разнообразны. «Живой» миф можно услышать и сейчас из уст аборигенов укром­ных уголков Земли. Мифы можно прочесть на глиняных табличках, папирусах, на камне и даже на бронзовых сосудах, обнаруженных в зоне древнейших цивилизаций Ближнего Востока и юга Азии. Наконец, миф можно реконструировать по данным археологии.
Говоря о мифах, следует помнить, что знаменательное единство культуры человечества проявляется, в частности, и в сходстве древнейших мифологических сюжетов, за­трагивающих проблемы мироздания и социума. Следует признать существование глобальной в единстве образов и сюжетов мифологической системы.
Возникновение космоса и Земли, человека и животных, кровных в родстве детей единой Природы, создание куль­турных благ и гармонии в обществе — все ото в сознании древних ассоциируется обычно с деятельностью мифоло­гических персонажей. В первобытных коллективах сфор­мировалось самое широкое представление о великих Матерях Природы, постоянно рождающих «новые жизни», о выдающихся культурных героях - подателях основных материальных благ и учредителях социального порядка, а также о творцах-демиургах, «отцах» племен и народов, завершающих дело всеобщего упорядочения.
Представляется возможным проследить и древнейшие, изначальные представления о природе и обществе. Они сохранились лишь в наиболее архаических мифологиях. К исконным относятся представления о некой живой суб­станции, заключенной в любом простом или сложном творении Природы. Так, в архаической мифологии нга­насан полуострова Таймыр такое понимание природных структур ассоциировалось с миром иго, что, судя по все­му, означает бесконечную и беспредельную в своих про­явлениях Природу.
Понимание человека как органично входящего в сис­тему Природы существа привело уже на древнейших этапах развития культуры к возникновению мифологи­ческого понятия «тотемизм». Это — представление о про­исхождении человеческого коллектива от соответствующего животного, растения или даже космического персонажа. Вначале представление о «тотемном родстве» («ототем» на языке индейцев-оджибвеев означает «его род») было весьма многосторонним. Множество родственных связующих нитей между человеком и различными объектами животного и растительного миров прослеживается в архаических ми­фах папуасов маринданим с острова Новая Гвинея. В них действуют демы — мифические существа, представи­тели различных видов животных и растений, постоянно контактирующие с людьми.
Миф в эпоху первобытности и позже, в пору развития традиционных культур, был основным инструментом для объяснения строения Мира. Он, по выражению Карла Маркса, выступал как «природа и сами общественные фор­мы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазии».
Возникновение мифов теряется в глубинах многоты­сячелетней истории человечества. Древнейшие мифологи­ческие представления в достаточно прочно устоявшейся форме существовали уже в эпоху верхнего палеолита (35—20 тысяч лот до нашей эры) Старого Света, что нашло отражение в изобразительном искусстве. Образы его, бесспорно, навеяны, мифотворчеством первобытных охотников на мамонтов. Мифология и изобразительное ис­кусство — два выдающихся и тесно взаимосвязанных друг с другом явления первобытной культуры. Они — закономерное порождение развития самого человека, а также социальных и идеологических структур общества. В мифах и искусстве отражалось самосознание первобыт­ных коллективов и осмысление места человека в системе природных и социальных ценностей.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1366 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>