Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 24.04.2024, 00:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мифы в свете археологии - 2
Многоцветие мифологий мира отнюдь не хаотично по сюжетам. Выделяется несколько типов мифов, принци­пиально сходных по тематике. Одни из древнейших — этиологические мифы. Через них человек пытался объ­яснить окружающий мир и явления природы. Особенно много таких мифов в архаических мифологиях мира.
Космогонические мифы повествуют о разных (очевид­но, из-за сложности самого сюжета) версиях происхож­дения Земли и Вселенной. Эволюционная традиция пред­полагает развитие Мира из первоначального хаотического состояния; креационная — раскрывает его творение Древнейшие космогонические мифы исходят из понима­ния природного объекта как феномена только определен­ной этнической общности и племенной территории.
Мифы о происхождении людей — антропогонические.
В ранних мифологических версиях повествуется о про­исхождении локального этноса. Человека определенной этнической принадлежности «рождает» Мать Природы или создает Первопредок (часто зооморфного облика) из бесформенной массы, лепит из глины, иногда «доде­лывает» из аморфного состояния. Изредка (как можно подумать, в невольном озарении стихийного рационализ­ма первобытного «философа», предок человека мыслится обезьяноподобным.
Часто в самоназвании народности отражалось древ­нейшее представление о сородичах, которые противопо­ставлялись людям со стороны, чужакам. Подобное само­название звучит как «человек», «настоящий человек». Именно подобным образом раскрывается этимология само­названий народов в одной из разновидностей антропогонических мифов — этногонических. В них-то и повест­вуется об истории формирования этноса. По архаическим антропогоническим и ранним этногоническим мифам мож­но проследить реальные пути расселения первобытных охотников. В них, например, зафиксированы пути ми­грации древних австралийцев при освоении Пятого кон­тинента. Поздние этногонические мифы, как правило, воссоздают даже конкретные эпизоды этногенетического процесса. Так, мифы сибирских народов — нганасан, энцев, селькупов, а также кетов, хантов и манси — от­разили их древнюю миграцию из более южных регионов Азии. В мифах палеоазиатских народностей северо-восто­ка Сибири содержатся сведения об их переселении на побережье океана из материковых тундр. Местное на­селение этих территорий, освоенных человеком еще на исходе каменного века, смешалось с пришельцами с юга и запада. В результате здесь сформировались весьма характерные культура и мифология. В свете сказанного становится ясно, что для народов архаических культур, которые ввиду удаленности от древнейших очагов циви­лизаций и неблагоприятного воздействия экстремальных природных факторов не обладали собственными истори­ческими хрониками, мифологические источники приоб­ретают исключительную познавательную ценность.
Фольклор — устное народное поэтическое творчест­во -— своеобразный пограничный жанр между мифоло­гией и древнейшими формами литературы. Он включает многоцветную палитру ярких поэтических жанров: сказки (мифологические,  волшебные и  бытовые),  архаический эпос, героико-фантастические эпические сказания. Миф во многом отличается от сказки и эпоса, отражая различие исторических и социальных условий, в которых они соз­давались. Миф — реальность и эталон поведения для его создателей. Сказка же воспринимается как фантастика. Миф — идеологический феномен, проявляющийся в раз­нообразных культурных формах. Сказка и эпос чаще всего повествовательны. Мифические персонажи никогда не преследуют личных целей. Они действуют исключитель­но в интересах «своего народа», а нередко и «всего челове­чества», понимаемого, естественно, в конкретных, времен­ных и пространственных рамках первобытности. Герои мифов ставят и решают глобальные проблемы: устрой­ства мироздания и социума. Напротив, герои сказки не творцы. Они борются с врагами своего этноса, добывают блага исключительно для родственного круга.
Примечательна анонимность произведений мифологий и фольклора. Она не случайна, ибо отражает творческие потенции всего коллектива. Следует иметь в виду, что мифы и фольклор отнюдь не представляют собой зеркаль­ного отражения первобытных обрядов и ритуалов, как порой утверждается. Наоборот, прежде всего сама по себе мифологическая повествовательная канва послужила основой для сложных по смыслу пантомим, а также таин­ственных в многозначительности общественных обрядов типа инициации, в ходе которых юное поколение посвяща­лось в клан взрослых. Яркие театрализованные мифоло­гизированные первобытные драмы повествовали, как пра­вило, о далеких мифических правременах, так называемом времени Сновидений, как его определяли австралийские аборигены. Во всех этих первобытных «культовых» пред­ставлениях было и очевидное рациональное зерно: именно так в ходе впечатляющих действ осуществлялась передача самого сокровенного содержания традиционных основ культуры, закреплялся в сознании каждого члена общества основной фонд непреходящих духовных ценностей этноса.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2034 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>