Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 19.04.2024, 01:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мать дней и ночей - 6
Как видим, образ Хоседам сложен по своей структу­ре, он прошел долгий путь мифологической эволюции. У Хоседам под явно поздним пластом образа жены вер­ховного бога обнаруживаются архаичные черты. Она связана с древнейшим миром тотемных персонажей (ее дети — рыбы), а также с миром космических констант (с Севером). Образ Хоседам, бывшей некогда одной из ведущих Матерей Природы, аналогичной, возможно, Нижней Матери нганасан — Сыраде-Нямы, трансфор­мировался в образ хозяйки локальной территории. Да­лее, по мере акцентирования собственно сказочных черт, этот образ приобретает сугубо отрицательную окраску, что знаменует собой конечный этап его развития. В древ­нейших образах Матерей Природы отсутствуют эмоцио­нальные зарисовки, а также поведенческие характерис­тики. В них прослеживаются лишь типичные для мифо­логической архаики мотивы творческого созидания. В целом же превращения, связанные с образом Хоседам, составляют один из магистральных путей в глобальной мифологической эволюции, а также в сибирских мифо­логиях, выступающих органичной частью мировой ми­фологической системы.
Антипод Хоседам — Томам, Мать Юга. Томам сим­волизировала Юг и все связанное с ним: Южное Небо, Небо в верховьях, Теплое Небо, Ясное Небо. Все это, как считалось, «сторона Томам». Эта полная благожела­тельности древняя богиня, в своем прообразе — несом­ненно Мать Природы, предстает в результате мифоло­гической эволюции как Мать перелетных птиц, в част­ности лебедей. Поздний ее образ — Хозяйка Южной Стороны. Прилетающие птичьи стаи встречали в соот­ветствии с определенным обрядом, а провожали слова­ми: «Перелетные, ныряющие звери зимующими людьми пошли к Матери Томам. Пусть я на этой же земле их здо­ровыми глазами встречу!». Отождествление в этом культо­вом обращении зверей и людей, упоминание глаз как жизненной субстанции свидетельствует об архаическом происхождении такой формулы-просьбы. Прилет птиц из Земли Томам, «Живой Земли», встречали словами: «Матери Томам летающие, ныряющие звери стали спус­каться с живой водой к чистым людям!»— и ставили спе­циальный котел с «живой водой», якобы принесенной Лебедем Томам.
Эпитетами Томам были «огненная», «раскаленная». По мере эволюции культовых и мифологических пред­ставлений лирически окрашенный образ Томам (изна­чально — Матери Природы высокого ранга, далее — Матери перелетных птиц и Хозяйки Юга) стал отождест­вляться с покровительницей верховных шаманов. Таков мифологический финал древнего космического творца-космогона, которым, возможно, была изначально Мать Томам.
Выразительные примеры, связанные с дальнейшей эволюцией образов Женщин-созидательниц, отмечаются в мифологии восточных угорских народов Западной Си­бири — хантов (остяков) и манси (вогулов). Они изуча­лись видным советским этнографом и археологом В. П. Чернецовым. Верховный грозный бог хантов Нуми-Торум поступил со своей женой-сестрой Калташ-эква так же, как и кетский Есь с Хоседам. Калташ-эква изгоняется вниз, на Землю, за необдуманное желание построить новое жилище «из костей всех на свете зверей н птиц». Обратим внимание, что подобный мифологический мотив предстает как яркая сказочная аналогия реальным жилищам верхнего палеолита Евразии из че­репов и костей мамонта. Однако мудрая Сова отговари­вает Ыуми-Торума от истребления всего живого. Кал­таш-эква поселяется на горе (это отражено в одном из ее имен — Черная женщина вершины реки Сакв). Но со временем все меняется. Нуми-Торум, тоскуя в одиночест­ве, разыскивает свою жену и находит ее уже не одну, а с прекрасным новорожденным сыном Эква-Пырищем, будущим могучим и деятельным культурным героем угорских народов. Рассказанное, конечно, не миф, но структурно достаточно позднее мифологизированное сказание, начало драматического действия которого, эмоциональная окраска событий, присутствие ссорящей­ся пары богов-супругов приближает его к такому пере­ходному жанру, как мифологическая сказка. В нем есть типичные для подобных произведений и сугубо архаич­ные признаки — образ Птицы-советчицы,   попытка по­стройки жилища из костей зверей и птиц, а также рас­пространенный в мифологиях мира мотив инцеста, бра­ка брата и сестры.
В образе богини Калташ-эква воплощено, однако, много выразительных черт, известных по древнейшим, «материнским», образам. Калташ-эква именовалась «Земная Мать» и, воплощая собой богиню Земли, перво­начально была, очевидно, Землей-Матерью. Примеча­тельно сходство хантыйской богини с кетской Хоседам и нганасанской Сырада-Нямы (эту своенравную жену Нуми-Торума называли Нижней Матерью). Пути мифо­логической эволюции этих образов схожи, что подтверж­дает принцип единства путей развития мифологии вне границ определенного этноса.
В плане генезиса образа обращает на себя внимание связь Калташ-эква с архаическим миром тотемных пер­сонажей зооморфного облика. Так, в своем древнейшем прообразе она мыслится прародительницей хантыйской фратрии Мош. В этом архаическом качества Калташ-эква принимает облик Зайчихи или Гусыни. Ее священное дерево — Береза. Примечательно, что подобные архаи­ческие антропоморфные персонажи мифологий мира об­ладали определенными атрибутами из растительного и животного миров. Эта традиция впоследствии перешла и к богам мировых религий, а также к их «святым), на­следникам мифических героев: св. Себастьяна изобра­жали со стрелами; св. Екатерину — с книгой и колесом, орудием ее казни; св. Цецилию — с музыкальным инст­рументом. Однако если атрибуты героев мифологии пер­воначально были созданы ими самими, то религиозные персонажи приобретали их в процессе своих легендар­ных либо реальных деяний.
.Лебеди у Томам, налимы у Хоседам, олени у аркти­ческих Матерей Природы — все это примеры первона­чального прямого отождествления и последующего раз­двоения мифологического образа по мере его антропоморфизации. Таков типичный финал развития образа Матери Природы — от мифического космогона, создателя Мира и людей, до простой покровительницы рода человеческого в его наиболее насущных потребностях. Многотысячелетняя эволюция жанров и персонажей от­ражала в фантастической форме особенности поступа­тельного развития человеческого общества. Множест­венные структуры в конце концов уступали место парным, Матери Природы возводились в ранг богинь, их брали в жены и низвергали верховные боги.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2037 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>