Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 08.05.2024, 12:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Две рабыни царя Банту - 2
Архаические образы мировой мифологии дают возмож­ность проследить любопытные закономерности их разви­тия из древнейших, тотемных, зоо- или орнитоморфных в антропоморфизированные. Такая эволюция произошла в образах двух жен культурных героев, тотемов и демиур­гов. Изначально мыслились две жены зооморфной или орнитоморфной природы, имеющие, как правило, тотемный характер. Со временем одна из жен принимает антропо­морфный облик, а вторая — сохраняет архаичный. На за­ключительном этапе развития мифологического образа обе жены антропоморфны. Подобная тенденция согласуется с магистральной линией трансформации мифологических персонажей в героев фольклора, эпоса, сказки.
Тройные погребения с захоронением мужчины-доминанта, жреца или вождя, продолжают встречаться и в бо­лее поздние эпохи развития культур первобытности: в энеолите, бронзовом и даже железном веках. Так, в Южной Сибири, в долине реки Абакан, было обнаруже­но погребение мужчины-доминанта в сопровождении жены с ребенком и помещенной в уничижительной позе у них в ногах рабыни. Погребение находится в центре четырех­угольной булыжной ограды могильника Тас-хазаа. Муж­чина, очевидно, совмещал функции вождя коллектива и жреца: при нем были бронзовый топорик, маленькая бу­лава — символ власти, а также культовая вазочка-курильница и производственный инвентарь. При женщине-жене находились зернотерка, сосуды. Женщину-рабыню сопровождали предметы, связанные с ее хозяйственной деятельностью: пест, сосудик оригинальной формы. Лю­бопытно, что именно вторая женщина оказалась соплемен­ницей вождя: их антропологические признаки совпадают. Напротив, женщина-жена по антропологическим при­знакам принадлежала к народу древней культуры, кото­рый принес в Южную Сибирь навыки скотоводства и был близок к племенам эпохи энеолита степей Северного При­черноморья.
Еще один тройной комплекс обнаружен в могильнике Курота (Горный Алтай). Здесь были погребены двое муж­чин и женщина; один из мужчин, очевидно патриархаль­ный раб, ориентирован в противоположную, относительно основной пары, сторону. Среди инвентаря захоронения находился культовый предмет — вазочка-курильница. Возможно, и в этом погребальном комплексе был захоро­нен вождь-жрец.
Широко известны тройные погребения вождей-жрецов из могильников эпохи энеолита Кавказа. Особо примеча­телен Майкопский курган. Погребения в нем совершены в камере, разделенной на три отсека: в южном — мужчина-доминант, вождь и жрец; в восточном и западном соот­ветственно положены жена и рабыня. Мужчина был обиль­но засыпан красной охрой, цвет которой символизировал огонь или кровь, основу жизни. Его сопровождали исклю­чительно обильный инвентарь и украшения, в том числе пара серебряных сосудов, выполненных в древневосточ­ном стиле, с гравированным ландшафтом Кавказских гор и процессией животных. Женщина-жена из восточного отсека была богато украшена, а в ее инвентарь входило пять медных сосудов. Женщину-рабыню из западного от­сека отличала бедность украшений. Ее сопровождал всего лишь один, да и то глиняный сосуд. Это погребение, со­вершенное в III тысячелетии до нашей эры, в эпоху интен­сивных процессов социальной стратификации, которая иногда проявлялась уже как начальная социальная диф­ференциация. Об этом свидетельствуют богатство и раз­нообразие инвентаря, сопровождавшего умершего вож­дя и, очевидно, умерщвленных в связи с его кончиной женщин.
Аналогична по значимости и гробница в Нальчике, сильно потревоженная в древности. В ней также были погребены мужчина-вождь и две женщины (или жен­щина и юноша). Обращают на себя внимание стоявшие в ряд крупные антропоморфные стелы, они же конструктив­ные части гробницы. Не исключено, что их наличие ука­зывает на культовый характер мужского захоронения.
Обрядово-ритуальные особенности тройных погребе­ний Кавказа отражают социальную практику, характер­ную и для некоторых племенных образований этнографи­ческой современности, допустим Африки. Совмещение в руках лидера коллектива светской и культовой власти типично для целого ряда африканских этносов. Так, у скотоводов и земледельцев машона (племена банту) вожди областей выступали и как жрецы, отправляющие культ предков. То же наблюдается у скотоводов ангони (государство Мали): они погребали своих вождей-жрецов на священной территории в центре деревни, где находил­ся загон для скота, основного богатства племени. Вожди-жрецы существовали и у знакомого с работорговлей на­рода яо (побережье Индийского океана), для которого характерны архаичные социально-идеологические инсти­туты. У мандингов (государство Мали) глава патриар­хальной семьи исполнял и функции жреца. Аналогичное явление отмечено и в эпическом фольклоре Африки, в частности в легендах народа суахили о Лнонго Фумо. Социальный подтекст этих легенд отражает мысль о не­обходимости передачи высшей власти вождя-жреца в дру­гую, более младшую возрастную группу. Эта передача власти осуществлялась в результате ритуального убийст­ва правящего вождя-жреца.
Особое внимание в связи с изучением тройных разно­полых захоронений привлекает описание обрядово-ритуальных детален похорон вождя племени балуба (племена банту из бассейна реки Конго). Кроме многих ра­бов, которых насильственно погребали в некотором отда­лении, в центральной могиле хоронили вождя и двух рабынь. Их одевали в пышные одежды, украшали и уби­вали после того, как труп господина был положен меж/.у ними в могилу. Тройные погребения с патриархальными рабами и рабынями обнаружены в могильниках эпохи бронзы и на территории нашей страны. Привлекает вни­мание тройной комплекс у села Подострожного на Ангаре. Здесь в общей могильной яме были погребены мужчина-доминант и две девушки. Выразителен и тройной комп­лекс могильника Черновая: мужчина-доминант с женой и ребенком похоронены в каменном ящике, раб — в грун­товой яме неправильных очертаний. В этом же могильни­ке, оставленном племенами скотоводов эпохи ранней брон­зы, почти в каждой из крупных четырехугольных оград с захоронениями членов общинного коллектива есть одно тройное погребение. В них захоронены мужчина, обычно пожилой, две женщины, иногда разного возраста, а также дети. Это могилы патриархов и их жен. Они подхоранивались к мужу после естественной смерти, а рабыни умерщвлялись насильственно.




Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2737 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>