Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 03.03.2021, 19:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирь в описаниях европейцев XVIII в.


Известия в середине XVIII в. Мессершмидт, Паллас, Георги, Гмелин, Лаксман, Зиверс - 6
Гмелин приводит ряд данных о железорудных ме­сторождениях в районе Иркутска, у Тельмы, недалеко от Каменки (деревня Бумашкина), указывая, правда,   что многие из них уже выработаны. Далее идет описа­ние Братского острога, куда путешественник прибыл 14 февраля 1736 года. О Братском остроге Гмелин  пишет: «Острог лежит на левом берегу Ангары. Ангара   течет здесь на запад и принимает реку Оку,  притекающую с юго-востока и примерно в  6 верстах повыше острога разделяющуюся на два рукава, из которых каждый име­ет свое устье, именуемые Верхней и Нижней протоками. Нижний рукав впадает в Ангару повыше острога, верх­ний еще на несколько верст повыше. От нижнего рукава немного выше его устья отходит другой  малый   рукав прямо в Ангару, называемый Кровавой протокой; следо­вательно, верхним, нижним и малым рукавами Оки и Ангары создается большой, а затем нижним и малым поперечными   рукавами   Оки и   Ангары — маленький остров. Я об этом говорю так подробно  потому,  чтобы объяснить события, случившиеся в этом остроге. Прежде чем начать свою поездку в это место, чтобы захватить местные земли, енисейский воевода  Пашков  послал  в 1652 году 105 служивых с сыном боярским Дунаевым водой из Енисейска, которые построили зимовье повыше большого водопада Падуна, находящегося в 30 верстах пониже острога; сын же боярский отправился с 50 людь­ми вверх по Ангаре и Оке до маленького ручья, располо­женного на несколько верст повыше места, где Ока раз­деляется; зимовье это и   ныне   называется   Дунаевым. Здесь он высадился со своими людьми, чтобы  получить сведения о земле и народах, но буряты этого места убили его со всей свитой. Как только оставшиеся в живых  75 человек об этом узнали, они поднялись по верхнему ру­каву Оки и в нескольких верстах повыше устья построили острог. Буряты сделали вид, что покорились и согласи­лись платить дань, но в третьем месте (на ничейной зем­ле), и предложили большой остров, о котором я выше упомянул. Служивые согласились и   приехали, как и буряты со своей стороны. Буряты угостили служи­вых людей своей обычной молочной водкой, пока все не опьянели. Но как только дело дошло до взятия   дани, буряты начали убивать   служивых.   Некоторые из них пытались спастись через меньший рукав, но буряты  до­гнали их и убили оставшихся в этом рукаве, почему он и называется Кровавой протокой. Вероятно, служивые думали, что они, если переправятся через меньший проток, сумеют через него, следовательно, по своей зем­ле добраться в свое зимовье. Может быть, некоторые и спаслись и принесли известие об этом убийстве и после­довавшем за этим разрушении огнем острога в Енисейск. Ибо три года спустя, а именно в 1655 году, пришла опять группа служивых из Енисейска и построила новый острог, который и ныне существует... Пашков в том же году прибыл в острог и там перезимовал. В следующем году он водой поднялся по Ангаре до озера Байкал, че­рез Селенгу и Хилок до Иргена-озера и перезимовал в остроге, расположенном недалеко от озера на Хилке. Этот острог был покинут 8 или 10 лет тому назад, и, при­шедший уже в полную ветхость, был уничтожен степным пожаром. В следующем году он отправился дальше и основал Нерчинск.
Братский острог имеет в квадрате 30 саженей; на стороне к Оке он имеет большой, на стороне ангарской — малый вход. Приказная изба находится справа от боль­шого входа. На стороне, противоположной Оке, в каж­дом углу острога — башня и под ними — старые, полу­развалившиеся черные избы, когда-то построенные слу­живыми при закладке острога. При остроге несколько церквей, несколько складов; а также пороховой и водоч­ный погреба. Вне острога стоят 50 жилых домов, а в 5 верстах повыше — мужской монастырь, названный Спас­ским, принадлежащий Вознесенскому иркутскому мона­стырю. Жителей я не могу особенно хвалить, мы с тру­дом за деньги могли от них получить столько, чтобы только не голодать, а скотом они так богаты, что не толь­ко себя, но жителей города Илимска в состоянии прокор­мить. Они только и пользуются скотоводством и тем, что выжмут из тунгусов. Острог подчинен Илимску, но он, так же как и Ендинский, получает приказчика из Иркут­ска, ибо вице-губернатор счел для себя более выгодным не предоставлять эту власть Илимскому управителю. Буряты почти все отсюда уехали, но тунгусы в доволь­но большом количестве населяют это место. У них нет скота, живут они в лесах, но так бедны, что многие даже не имеют оленей, чтобы отправляться на охоту. Тех, ко­торые не имеют оленей, называют бедными. Впрочем, они, может быть из-за своей бедности много общаются с русскими жителями и в большинстве случаев понимают русский язык и часто позволяют себя крестить. Среди них находятся шаманы, как и среди остальных языческих народов. У нас был старый знаменитый шаман со свои­ми инструментами. Одежда его отличалась от шаманской одежды, какую мы до этого видели. Она, правда, как всегда, состояла из тяжелого кожаного балахона, обве­шанного различными железными предметами и беличьи­ми, горностаевыми и хорьковыми шкурками, но,   кроме этого, он носил фартук, похожий на фартук  слесаря   и также обвешанный многими железками. Под ним видне­лись железные пластинки, некоторые из них своими уг­лублениями и выпуклостями   напоминали   лица. Были еще в этом костюме кожаные чулки, обитые снизу довер­ху железом, а на концах имели пять железных пальцев, Говорят, что и шапка необыкновенная, но у этого шама­на ее не было, она   сгорела  в результате   несчастного случая, а черт, как он утверждал, его еще не облагоде­тельствовал новой шапкой. Когда мы ему   предложили немного поколдовать, он натянул свои облачения, но не на голое тело, а на рубашку. Он взял в руки барабан, издали кажущийся овальной формы, но, верно, из-за плохого мастера — почти пятиугольный, и вызывал черта при помощи довольно  продолжительного барабанного боя и длинной речи. Последнюю он пел и, чтобы она зву­чала сильнее, другие подпевали. Современные тунгусы и русские говорят, что язык, на котором он держал речь, неизвестен, что подтвердил состоявший в   хоре  тунгус, склонный принять крещение. После этого началось обыч­ное фиглярство с невероятным шумом и криком, где  он подражал то льву, то быку, то собаке, и его ужасные ужимки были очень похожи на ужимки черта, как   их описывают. Наконец было объявлено, что черти   появи­лись, и шаман действительно вступил с ними в  беседу. После многих ужимок побежал он со своим барабаном на запад, как будто барабанным боем хотел прогнать черта, а также проводил он часто руками по всему телу, как будто хотел что-то стряхнуть, это последнее движе­ние он доводил до ног, и всем этим показал, что в своем ремесле  имеет хорошие навыки. Фокусы   кончились тем,   что   он,   вроде   утомленный   тяжким   трудом, остановился   недолго, чтобы отдохнуть. Потом он сказал,  что  черт  его только измучил,  но  в беседу с ним не вступил... Черт, говорят, имеет вид голого человека, но волос у него не больше, чем у обычного человека, и нет у него ни хвоста, ни козьих копыт».
О городе Илимске Гмелин пишет в своем дневнике: «Он расположен на северном берегу реки Илима в очень узкой долине, которая простирается с востока на запад и по обеим сторонам окружена высокими горами. Река Илим там шириной в 40—50 саженей, вся долина с рекой 100 саженей, из чего можно заключить, что го­род должен быть очень узким, но зато длиной он в вер­сту. Почти в середине города находится деревянный острог четырехугольной формы длиной в 120 саженей и шириной в 40. Он имеет восемь башен, из них три сторо­жевые, а остальные пять — боевые. Сторона, выходящая к воде, и связанные с нею две стены имеют каждая по одной сторожевой башне, противоположная к воде стена и каждый угол острога имеют боевые башни. Внутри острога имеется церковь, канцелярия, дом коменданта, таможня, склад для товаров, под ним трактир, мелочные лавки, соляной склад, другой дом для денег и для дани, водочный погреб, сторожка и т. д.
Жилые дома построены повыше и пониже крепости, и число их доходит до 77. Из общественных зданий там церковь, два трактира и 6 зерновых амбаров. И еще вид­но 5 старых, полуразвалившихся лавок, где раньше тор­говали провизией. Наконец в верхней части города  на­ходится мельница, приводимая в движение маленьким ручейком Микитиным, впадающим там в Илим. Все жи­лые дома частных лиц очень плохи. Во всем городе толь­ко одна комната, свободная от дыма, но и она так плоха; что лучше нее взять черную избу. Я  жил в  паршивой черной комнате, в которой часто в облачную погоду сре­ди бела дня приходилось зажигать свечу. Если я что-ни­будь писал или читал, то вскоре бумага покрывалась падающей копотью. Но кто хоть немного прожил в Илим­ске, тот не удивляется, что  нет в нем  домов получше. Люди там делают только одно: пьют и спят. Зачем   им дома получше? Некоторые  кормятся  дичью, но вся их работа состоит в том, что они  делают  для маленьких зверей ловушки или для больших — ямы, а лисицам выбрасывают сулему; они слишком ленивы, чтобы пойти на охоту. Другие выжимают из тунгусов все, что им не­обходимо для поддержания жизни. Большинство из них служивые; но сами они службой почти не занимаются, так как или откупаются у корыстолюбивых управителей от случающихся поездок или же кого-нибудь нанимают, кто совершает за них поездки. Когда жители должны дать почтовых лошадей, они едут не сами, а нанимают для этого ссыльных, а сами они в городе ничего не дела­ют, как только посещают трактиры.
Первый Илимский острот, положивший основание этому городу, был построен (приезжими) из Енисейска в году 1641 или 1642. Он находился примерно в полторы версты повыше нынешнего и деревня в 7 домов с цер­ковью, построенная в этом месте, сохранила о нем па­мять. Так как был построен в очень узком месте долины и горы были в 8—10 саженях от реки, так что острог примыкал к горам, он в 1667 году был перенесен на ме­сто, где и ныне находится».
Категория: Сибирь в описаниях европейцев XVIII в. | Добавил: anisim (29.11.2010)
Просмотров: 1794 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>