Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 24.04.2024, 03:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирь в описаниях европейцев XVIII в.


Известия шведских военнопленных (Врех, Ренат, Мюллер). Вебер - 2
 «Шведские пленные, которые призваны были в Пе­тербург на службу в учрежденные вновь коллегии: воен­ную, государственную, юстиц-коллегию, финансовую, адмиралитетскую, горнозаводскую и в другие, жили на­деждою, что получат полную свободу, или же, по взятии с них присяги, они будут помещены в лифляндских име­ниях».
Говоря о культурно-просветительских начинаниях пленных офицеров-шведов, нельзя не остановиться под­робнее на истории создания в Тобольске Куртом фон Врехом школы, сыгравшей определенную роль в разви­тии образованности в Сибири.
В книге, написанной в виде дневника с июня 1709 го­да по сентябрь 1722 года, с многочисленными образца­ми переписки Курт фон Врех сообщает о своем пленении и пребывании в Сибири следующее: 16 декабря 1709 г. он вместе с полковником Альбадилом попал в плен и был отправлен в Севск. 22 декабря все шведские военно­пленные со всей артиллерией, барабанами, стандартами и знаменами были проведены через специально выстро­енные триумфальные арки.
В январе и феврале 1710 года пленные шведы нахо­дились в Москве, а потом партиями в сто человек были направлены в различные города России; в дороге Врех встретился с Ф. И. Таббертом, которого знал еще по со­вместной службе в Польше. От Табберта Врех получил религиозные сочинения, в частности проповеди пастора франке из Галле, известного пиэтиста, с жадностью прочел их, и они, очевидно, и положили начало «религи­озного обращения» Вреха. В 1711 году Врех с большой партией шведских офицеров был отправлен в Сибирь.
Путешествуя по сибирским дорогам, Врех вниматель­но присматривался к необычной его взору природе, за­мечая много нового. Пленные испытывали немало бед­ствий, некоторые офицеры по случаю безденежья брали вместо предоставляемых властями лошадей деньги и шли пешком, или зарабатывали, работая гребцами.
26 августа прибыли в Тобольск. Рядовых распредели­ли по маленьким городам, где они работали на железо­делательных заводах. Офицеров не заставляли работать, но многие из них жили в бедности, и один ротмистр, ис­пытывая большую нужду, обратился к Вреху с просьбой взять на воспитание и обучение семилетнего своего сы­на. Врех согласился, и этим в сентябре 1711 года было положено начало существования Тобольской школы.
Врех вступил в переписку с Франке, а также с ду­ховными лицами в Москве и Германии, испрашивая де­нежную помощь для школы. Под некоторыми этими письмами стоит и подпись Табберта; порой Врех вклю­чает в свои послания отрывки из полученных от других офицеров-шведов писем, содержащих некоторые сведе­ния о нравах язычников Сибири и необходимости их об­ращения в христианство, например, выдержки из письма лейтенанта Мартини из Томска от 23 ноября 1714 года, а также отрывок из анонимного письмах описанием нра­вов остяков: «Ужасно наблюдать, как остяки занимают­ся своим идолопоклонством. Они вырезывают малень­кие изображения различной формы, одевают их и поме­щают в маленький домик. Когда они потом приходят им поклоняться, они перед ними свистят, сжимая рот, как мы это делаем, когда хотим подманить собаку, и если в охоте или рыбной ловле получили хорошую  добычу, они жертвуют таким воображениям снасти, лук, стрелы, сети, топоры, привязывают их к жерди и ставят у доми­ка. Когда наши люди, понимающие русский язык, гово­рят, что это грех молиться изделиям рук своих, а надо молиться живому богу на небесах, они дают ответ, что бог ни плохого гни хорошего им не делает, а шайтан (так они называют нечистую силу) дает им все, чего бы они от него ни потребовали, а когда они его призывают, он является в ужасающем облике весь в огне, так что они его от содрогания и ужаса не могут толком разглядеть, и некоторое время они как полуживые, полумертвые, а потом они получают все, что пожелали иметь-..».
О нравах остяков повествует и помещенное в дневни­ке Вреха письмо Табберта: «Идя навстречу вашему же­ланию, сообщаю я о живущих у реки Оби остяках сле­дующие известия, полученные от наших людей, следую­щих в Томск. Их реляция гласит: когда мы спрашивали остяков, верят ли они в бога, они ответили, что им ведо­мо о боге, но кроме того они еще имеют другого бога, которого называют шайтаном, ему они и поклоняются, и его они всячески чествуют. Рядом со своими хижинами эти бедные люди вешают маленькие деревянные шкаф­чики или сундучки, в которых находятся маленькие чу­чела или деревянные изображения. Когда они отправля­ются на охоту или рыбную ловлю, то они сначала под­ходят к этим изображениям, поклоняются и молятся им и после этого уходят. Тогда, как они нам сообщили, при­ходит шайтан к ним в кустарник или лес, разговаривает с ними в человеческом облике, а иногда появляется в огненном виде, сверкающим наподобие солнцу, так что они не могут смотреть на него, и разговаривает с ними, да и сообщает им, что они за день поймают и подстре­лят, но часто обманывает и врет, особливо, если они его рассердили. Мы видели у них также маленькие бараба­ны, как у лопарей, но которым они бьют, чтобы разгова­ривать с изображениями, с ними они молятся шайта­ну. Когда мы однажды проезжали мимо их жилищ, стар­ший или так называемый князь (knees), который по их делам был в Тобольске, только что вернулся и был до­ма, и все очень хотели знать, чего он добился, то они спрашивали вышеописанным образом шайтана, били в свой барабан, столпились в кучу и что-то бормотали, но мы не захотели знать, какой ответ они получили. Этот шайтан, говорили они, время от времени наказывает их головной болью и резью в животе, что, по нашему мне­нию, может произойти от шара или табака, который они курят, и от корней и грибов, которые они едят. Мы им давали шар за рыбу и дичь, которые доставляли, они его курили, проглатывая дым, падали замертво и совсем теряли сознание, а потом говорили, что шайтан их му­чил. Вблизи своих хижин они повесили длинную жердь, а на ней — топор, ножи и стрелу, а то и лошадиную голову и гриву, вместе с четырьмя ногами; говорили они, что это — чих жертвы, они также имели в своих хижинах маленькие деревянные лошади, на которых, как они го­ворили, ездили верхом их боги; кроме того многие дру­гие маленькие изображения- Дети их растут как несоз­нательный скот; многие даже не получают имени до до­стижения совершеннолетия, когда они получают имя от­ца. Если кто-нибудь хочет вступить в брак, идет он туда и сватает ту, что ему нравится, у родителей, но должен в срок 5, 6 и 7 лет работать по договору и уже после этого должен купить свою супругу. В то время, пока он сторговывает себе жену, он имеет возможность ее посе­щать, но не без подарков, выплачивая аванс, и как толь­ко он это совершил, по первоначально заключенному с родителями соглашению, то все же еще не может приве­сти невесту в дом до тех пор, пока она не забеременеет, тогда он должен выплатить остаток, что порой состав­ляет 50, 60 и до 100 рублей товарами и пушниной, так как деньги они не употребляют, а если владеют несколь­кими серебряными копейками, они их вешают на шею как украшение. Сколько женщин он сможет прокормить, столько он и может взять, умирает старший брат, млад­ший может жениться на вдове, но старший не может по­лучить вдову младшего. Когда кто-либо умирает, они выдалбливают чурбан, заворачивают труп в лосиную шкуру и кладут его туда, закапывают в подходящем ме­сте в лесу, кладут туда же его лук, стрелы, копье, топор и котел, в зависимости от того, какого он был достатка. Наконец мы их также спрашивали, знают ли они, что обладают бессмертной душой. Они ответили: да. Далее, знают ли они, куда попадут после смерти. Они отвечали: когда кто-либо будет растерзан в лесу диким зверем или еще как-нибудь их убьют в лесу (так как медведи здесь часто задирают людей, и если они произносят клятву, то говорят: пусть медведь меня задерет, если это не так и так), душа поднимается вверх; если   же  кто-нибудь умирает дома или в хижине собственной смертью, он от­правляется вниз и принадлежит шайтану. Больше о ду­ше они ничего не смогли сообщить. В остальном эти лю­ди устроены, как и все остальные, но все они красноли­цые и со слезящимися глазами, и темные в лице, что происходит от дыма в их хижинах. Их одежда сделана из рыбьих шкурок и сшита жилами стерлядей, деликат­нейшей рыбы. Нет у них ни рубашек, ни шапок на голо­ве, а только венок из беличьих хвостов вокруг головы, летом они ходят босиком, зимой—в сапогах из лосиной шкуры. Во время нашего путешествия по Оби они часто приходили к нам, обычно голые, приносили нам разную рыбу, диких гусей и птиц, имеющихся здесь летом в не­вероятном количестве. Они забивают уток и гусей ду­бинками, пока они линяют и еще не способны летать. От нас они получали шар, старые рубашки и всякие тряпки. У кого имеется старая шуба или простыни, мо­жет все это обменять на соболя. Крупную дичь они стре­ляют стрелами из лука, приучены они к этому с молодо­сти, летом живут они на берегах рек, из-за рыболовст­ва, зимой— в лесах. Хлеба и соли у них не найдешь, но они это едят, когда только могут получить, вместо хлеба они едят особые сушеные корни; мы взяли их немного и ели, они были сладкие и приятные. Те, которые селятся у Нарыма, живут немного лучше, да и лучше одеты, там земля лучше. Зимой они ездят на собаках в города Самаров и Сургут и другие ямы (andere Jammen) или поч­товые станции. Когда путешественники туда прибывают, собаки это сразу замечают, начинается во всей деревне ужасный вой и крик, так как знают, что это их касается и их запрягут. Забей их хоть до смерти, но дальше того места, где их смена, они не пойдут.
Имеются у этих людей и лошади, но из-за глубокого снега, куда они проваливаются своим тяжелым тулови­щем, зимой их невозможно использовать. Это все, что можно сообщить из реляции наших путешественников из Томска. Кроме того сообщаю, что один из наших капита­нов сделал целое описание этих народов и всего, что ка­сается их жилищ, обычаев, религии, а также совершен­ного в 1714 году их обращения в христианство. Я хотел это сообщение выслать, но, поскольку оно слишком про­странно, я должен это оставить до следующей оказии».
Категория: Сибирь в описаниях европейцев XVIII в. | Добавил: anisim (29.11.2010)
Просмотров: 2316 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>