Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 29.04.2024, 13:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » География Байкала


Путеводитель Иркутск - Москва, ч. 2

 

КУТУЛИК — это центр Аларского района, родина известного драматурга нашего времени Александра Вампилова, трагически погибшего на Байкале еще молодым. В школе, где учился будущий писатель, открыт музей. Вампиловские дни, которые проводятся на его родине, собирают в Кутулике многих писателей, поэтов, актеров, деятелей культуры и просто почитателей таланта и его друзей со всей страны.

 

ЗИМА. Такое понятное слово, оказывается, этимо­логически, по происхождению ничего общего со време­нем года не имеет. Название образовано от бурятского слова «зэмэ» — вина, проступок. По преданию обитав­ший здесь бурятский род считался чем-то провинившим­ся. Зима — один из старейших населенных пунктов области. В 1743 г. уже существовал Зиминский станец — почтовая и ямщицкая станция на тракту. При постройке Транссибирской магистрали здесь возникла станция, с крупным паровозным депо, пунктом заправки водой и топливом. Эти функции станция выполняет и сейчас все пассажирские поезда заправляются водой в Зиме, здесь же меняются электровозы и локомотивные бригады Нижнеудинского и Зиминского локомотивных депо ВСЖД.

 

Залежи поваренной соли и других полезных ископае­мых в Зиминском районе определили развитие и хими­ческой промышленности. В 15 километрах от Зимы вы­рос молодой город Саянск, его начали строить в 1970 г. Электрохимический комбинат в Саянске входит в круп­нейший комплекс хлорорганических производств Ангаро-Усольско-Зиминского промышленного района. При строительстве Саянска применена передовая градо­строительная система — он сразу строился комплексно, без палаток и времянок, как красивый современный го­род.

 

С Зимой связаны имена известных писателей нашей страны. Среди них революционер, возглавивший движе­ние 1905 г. писатель Ф. А. Березовский. Его роман «Ба­бьи тропы» — первое произведение в советской литера­туре, посвященное женщине-крестьянке. Заметный вклад в литературу внес и бывший командир партизан­ского отряда писатель И. М. Новокшенов: по его роману «Потомок Чингисхана» снят фильм.

 

Зима расположена на реке Оке.

 

ОКА — приток Ангары. От бурятского «аха» — стар­ший. Это самая большая из рек, стекающих с Восточного Саяна в Ангару. У сойотов, бывших коренных жителей горной области бассейна Оки, «Ок-хем» означает стрела-река. Есть мнение, что это название имеет более древ­нюю основу, означающую просто — вода, река. Назва­ния Ока и подобные встречаются часто — в Поволжье, Средней Азии, на Урале.

 

ТУЛУН по-бурятски означает мешок. Местность рас­положена в большой излучине реки Ии, как бы в мешке. Возможно, название образовано от якутского «толоон» — долина. В XVIII в. село возникло как притрактовая стан­ция Тулуновская. В 1922 г. дан статус города, но через два года его отменили, и до 1927 г. Тулун опять назы­вался селом. Вначале ничем не примечательное, село позднее приобрело значение как торговое, выгодно рас­положенное на пересечении трех трактов. Строительство железной дороги повысило значение Тулуна, отсюда по тракту было удобно переправлять товары на север, в сто­рону Братска, Усть-Кута. В дальнейшем ведущую роль Тулуна определила добыча бурого угля на копях у стан­ции Нюра, затем, в последние десятилетия, определяю­щими для города стали Тулунский и Азейский угольные разрезы. В настоящее время в городе около пятидесяти промышленных предприятий. Тулун стал крупной базой угольной промышленности Восточной Сибири. Большую роль в экономике города играют и предприятия лесозаго­товительной и обрабатывающей промышленности. Гидро­лизный завод выпускает этиловый спирт, кормовые дрожжи, метанол, углекислоту и другое из отходов дре­весины. Известна продукция стекольного завода — посу­да, профильное и строительное стекло.

 

Тулунский район славен и своим сельским хозяй­ством. Далеко за пределами Прибайкалья известны достижения Тулунской селекционной станции. Это одна из старейших в стране селекционных станций, основан­ная с началом массового переселения крестьян в Сибирь. Десятки новых сортов различных сельскохозяйственных культур вывели селекционеры Тулуна. Позднее здесь стали заниматься селекционной работой и в животновод­стве.

 

Среди знатных тулунчан прошлого — выдающийся этнограф и фольклорист Г. С. Виноградов. С 1987 г. в Иркутске проводятся Всесоюзные Виноградовские чте­ния, научные конференции, которые собирают извест­ных ученых-лингвистов, педагогов, фольклористов, этно­графов, диалектологов, психологов.

 

НИЖНЕУДИНСК. В 1648 г. енисейскими казаками во главе с воеводой Елисеем Тюменцевым на реке Уде был поставлен острог по просьбе бурятского князя Силана для «оберегания их братских людей от иных немир­ных земель, от войны и для сбору ясачного». Острог был назван Покровским, с 1664 г. его стали называть Удинским, затем Нижнеудинским, в отличие от Верхнеудинского, ныне Улан-Удэ. В 1783 г. Нижнеудинскому остро­гу присвоено звание города. В 1770 г. после губернской реформы Нижнеудинску пожалован герб — по серебря­ному полю щита - голубая река, по берегу бежит бабр-тигр с соболем в зубах.

 

Река УДА (Нижнеудинская) берет начало в горах, в Саянах. Названия от основы «уд», «уда» распростране­ны от берегов Тихого океана до Восточной Европы. У многих народов есть свое объяснение этого слова. Реки и речки по названию Уда есть повсюду — одна впадает в Охотское море, другая в приток Байкала, реку Селен­гу, на ней и расположен город Улан-Удэ. Есть Уда и ле­вый, и правый притоки Ангары, есть несколько мелких речек Уда в Присаянье, есть в Алтайском крае, в Псков­ской области, на Украине, в Румынии. Но все эти назва­ния, очевидно, имеют разные исторические корни.

 

Ведущую роль в городе играют коллективы железно­дорожников и слюдянщиков. Строится крупный вагоно­ремонтный завод. Машинисты Нижнеудинского локомо­тивного депо ведут поезда с грузами и пассажирами на восток, до Зимы, и на запад, до Иланской. На слюдяной фабрике, одной из ведущих в стране, был создан един­ственный в стране цех по производству микалекса — высокоэффективного диэлектрика, используемого, в ча­стности, во многих бытовых электроприборах. Молод еще, но давно набрал большую мощь завод по производ­ству инвентарных зданий контейнерного типа. Из гото­вых деревянных конструкций, как из детских кубиков, быстро монтируются коттеджи разной планировки.

 

Прошлое края хранит и пропагандирует городской краеведческий музей. Нижнеудинск, как и другие города о железной дороге, был втянут в революционные собы­тия начала века и гражданскую войну. На станции Ниж­неудинск был арестован адмирал Колчак.

 

К югу от железной дороги в горах Восточного Саяна живет маленькая народность — тофы, тофалары, род­ственные с тувинцами и другими тюркскими народ­ностями. Себя они называли туба. До революции в лите­ратуре тофалары именовались карагасами, что означает «черный гусь», так звался один из родов. Тофы считают это название обидным, поэтому называют себя «туба», значит «Люди». В отличие от других народов Сибири — бурят, якутов, тофы живут на той же территории, где проживали их далекие предки, — горы служили им на­дежной защитой и от монголо-татарских орд, и от дру­гих воинственных племен. Тофалария и до сих пор явля­ется труднодоступной, только самолет да зимник по льду и торосам замерзшей Уды помогут добраться до ее неви­данных красот. Историков привлекают сюда следы лю­дей каменного века, наскальные рисунки, писаницы на отвесных скалах Уды. Спелеологов манят загадки и лабиринты пещер, другие туристы пленяются каскадами водопадов, тихими озерами, легендами Кастармы, кру­тыми вершинами и чистейшим пьянящим воздухом.

 

Тофалары — прирожденные охотники, каждый маль­чишка здесь в глухой тайге чувствует себя как дома, ни­когда не заблудится. Надежные помощники в горах и тайге для тофа — охотничьи собаки да олени, самые крупные в мире представители северного оленя. Тофа­лары — одна из самых малых народностей на земле, их насчитывается всего чуть больше пятисот человек. После установления советской власти для них были построены небольшие поселки — считалось, что маленькому народу в них станет лучше. В 1925 г. на месте бывших казачьих казарм основали культбазу Алыгджер, позднее ставшую центром Тофаларского сельского совета. Алыгджер по тофаларски означает «широкая долина». Действительно, село расположено на такой широкой террасе реки Уды, продуваемой всеми ветрами, что снег здесь не задержи­вается даже зимой. Об истории этого народа рассказыва­ет Нижнеудинский музей.

 

Красоты Тофаларии воспеты во многих книгах. Но необходимо сказать об одном из авторов. Писатель, ин­женер-геодезист Г. А. Федосеев, проложивший немало маршрутов в нехоженных краях, завещал похоронить себя высоко в горах. В центре Восточного Саяна, у Агульского озера на скале возле пика Грандиозный захоронен его прах, и стоит там восьмигранный геодезический куб с высеченными на нем словами самого Федосеева.

 

На территории Тофаларии с 1971 г. действует при­родный государственный заказник.

 

До следующей остановки поезда за окном вагона про­мелькнут  несколько  маленьких  станций,  деревушки большие поселки, город. Отметим станцию Ук.

 

УК. Эта станция сейчас стоит как раз на средине пу­ти Москва-Владивосток. Село старое, возникло на тракте как ямщицкая станция, разрослось, к моменту строи­тельства железной дороги в нем была деревянная цер­ковь, церковно-приходская школа. В нескольких кило­метрах от поселка речка Ук образует красивое явление — Уковский водопад. Недалеко от него расположен дом отдыха «Водопад». Ук, приток Уды, все время от вер­ховьев до устья течет по траппам, вливается в Уду две­надцатью каскадами. В общей сложности высота водопа­да 35 метров.

 

На станции Ук умер от обморожения 28-летний гене­рал Пепеляев, соратник Колчака, уводивший белую ар­мию на восток.

 

ТАЙШЕТ. По рекам Бирюсе и Уде часто встречаются названия кетского происхождения. Потомки кетоязычных племен сейчас заселяют многие районы Западной Сибири и Красноярского края. Названия, образованные от кетского языка, как правило, двухсложны и легко уз­наются. Тайшет, Камышет, Алгашет, Туманшет и дру­гие. Тай — холодный. Шет (чет, сет, тет) — означает река, ручей, вода.

 

Рождением своим Тайшет обязан железной дороге. Вначале образовалось небольшое пристанционное по­селение, затем вокруг него выросла деревня, а с 1906 г. — село. В 1925 г. Тайшет становится административным центром вновь образованного района, а с 1937 г. горо­дом. И в дальнейшем строительство железных дорог оп­ределяло и рост города. В 1958 г. закончено строи­тельство дороги Тайшет-Лена, в 1965 г. Тайшет-Абакан, превратившие город в важный железнодорожный узел. Позднее Тайшет стал основным пунктом развития строй-индустрии для БАМа. Чтобы успешнее решать новые за­дачи, в Тайшет было переведено из Нижнеудинска отде­ление ВСЖД.

 

Тайшет — не только железнодорожный узел. Здесь стыкуются две мощные воздушные электрические магистрали — Иркутской и Красноярской энергосистем. В Тайшете вступают в Иркутскую область и нити нефте­проводов. Это город лесозаготовителей, деревообработчиков. В Тайшетском районе, в поселке Шиткино, в детстве жили Герои Советского Союза Зоя и Александр Космо­демьянские.

 

Мы прощаемся с Иркутской областью, переводим стрелки часов на час назад и въезжаем в Красноярский край.

 

ИЛАНСКАЯ. На реке Иланке по Московскому трак­ту издавна располагалось село Иланское, в 1894 г. рядом возник железнодорожный посёлок. Образовалась станция с паровозным депо, ныне это крупное локомотивное депо на границе Восточно-Сибирской и Красноярской желез­ных дорог.

 

На станции Иланской на средства фонда имени импе­ратора Александра III была построена церковь во имя святого Благоверного Великого князя Александра Нев­ского, вместе с ней церковно-приходская школа. Но пер­вая церковь в селе Иланском, была построена значитель­но раньше и также связана с именем императора. По­строена она была по указанию генерал-губернатора Во­сточной Сибири М. М. Сперанского на средства, по­жертвованные императором Александром I.

 

В 1939 г. поселок Иланский становится городом.

 

КАНСК. Город имеет уже трехвековую историю. Первоначально основан в 1628 г. как укрепленное зи­мовье на 43 км1640 г. Канский острог исправно выполнял свою оборонительную роль. В 1822 г. он стал городом Ени­сейской губернии, еще через сто лет, в 1925 г. — цент­ром округа. ниже современного города, примерно на месте села Комарово, для «замирения и обложения яса­ком» племен коттов и камасинцев. 12 лет спустя котты восстали и сожгли Канское зимовье, гарнизон переби­ли... С

 

В тихую жизнь города Канска значительное оживле­ние внесла, конечно, железная дорога. На станции пассажиров ожидал буфет, а также врачебно-питатель-ный переселенческий пункт для регистрации и приема крестьян. Для переселенцев в последнее десятилетие

 

В XIX в. было отведено большое количество участков сво­бодных земель для освоения. С заселением уезда должен был расти и Канск. Ему предназначалось стать важным пунктом транзита в Иркутскую губернию хлеба и прес­сованного сена для нужд армии.

 

Сейчас Канск — город с населением более ста тысяч с развитой промышленностью. В городе 4 техникума и 2 училища, специальные учебные заведения и школы В 1922 г. в Канске был открыт краеведческий музей Имеется драматический театр. В Канском районе уче­ными обнаружены несколько стоянок первобытного чело­века, во время раскопок выявлено более двадцати архео­логических памятников. Еще во время изыскательских работ на трассе будущей Транссибирской магистрали бы­ли обнаружены огромные залежи каменных углей на протяжении от Канска до Тайшета и на запад до Ачинска.

 

В конце семидесятых годов двадцатого столетия заго­ворили о КАТЭКе, Канско-Ачинском топливно-энергети­ческом комплексе с огромными запасами очень нужного для сибирской промышленности дешевого бурого угля, который добывается открытым способом, без шахт. И к югу от железной дороги возникли новые города и по­селки КАТЭКа.

 

ЗАОЗЕРНАЯ. Раньше станция называлась Троицко-Заозерная, как и село близ нее, на реке Барге, притоке Кана. Здесь имелась деревянная церковь, училище для обучения детей грамоте. В конце XVIII в. около села Троицко-Заозерного разрабатывался купцом Лобановым железный рудник, имелся небольшой железоделательный завод. Эта местность была примечательна еще и тем, что по речке Борче (или Барге) когда-то в XVIII веке лежа­ла обширнейшая в Сибири вотчина дворянина Самойло­ва площадью в 375 верст. Сибирь не знала помещичьего землевладения и дарованные Самойлову царственной ру­кой далекие земли так и оставались «в пусте безо всяко­го употребления» и впоследствии опять стали казенны­ми, до приезда переселенцев.

 

С 1948 г. Заозерный стал городом. Его население тру­дится в основном на слюдяной, мебельной и швейной фабриках, кирпичном заводе и на других предприятиях. Близ города ведется добыча угля на Ирша-Бородинском разрезе.

 

УЯР. Первоначально станция называлась Ольгинская, как и образованный рядом переселенческий поселок. (Село Уяр находилось в пяти верстах от станции). Наз­ваны они были в честь Ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны, первой дочери Ни­колая II, родившейся в 1895 г. Переселенческий поселок заселили выходцы из Орловской, Полтавской, Тамбов­ской и Харьковской губерний. В поселке на средства фонда имени Александра III возвели деревянную цер­ковь во имя Святой Ольги и в честь новорожденной княжны. Император Николай II подарил новому храму священные сосуды и «полный колокольный звон», т. е. полный комплект колоколов. Также построили приход­скую школу.

 

От станции Уяр на юг отходит железнодорожная ветка до станции Саянской, в 56 км, соединяющая Транссибирскую магистраль с дорогой Тайшет — Аба­кан.

 

КРАСНОЯРСК — Красный яр. Яр — обрыв, крутой берег. Крутой берег из красного глинистого сланца и дал название городу. Красный яр как военный острог был ос­нован в 1628 г. В 1719 г. Красноярск входит в состав Енисейской провинции, в 1782 г. — Колыванского наме­стничества, потом Колыванской губернии, в 1797 г. пе­речисляется в Тобольскую губернию, в 1804 становится уездным городом Томской губернии, с 1822 до 1925 г. — это административный центр Енисейской губернии, за­тем Красноярского края.

 

Острог на Енисее защищал местные небольшие тюрк­ские племена тубинцев, аринцев, камасинцев и других обитавших южнее Красноярска, от агрессии более круп­ных кочевых племен, в частности, киргизских и джунгарских князьков.

 

Но высокие, очень живописные берега Енисея были облюбованы и заселены человеком задолго до основания будущего города. Афонтова гора, как называют склон Гремячей сопки на левом берегу реки, в конце XIX в. приоткрыла тайны древнейшей истории края. В 1884 г. сибирский археолог И. Т. Савенков обнаружил первую по времени открытия палеолитическую стоянку в Сиби­ри. Раскопки археологов на Афонтовой горе привлекли внимание крупнейших ученых Европы и в дальнейшем работы были продолжены. Наиболее полные и интере­сные данные о стоянке древних людей получены в 20-е годы.

 

Со строительством железной дороги Афонтова гора из дачной местности превратилась в один из городских районов, и город, располагавшийся в треугольнике, обра­зованном речкой Качей, впадающей в Енисей и линией железной дороги, шагнул за эти естественные границы.

 

6 декабря 1895 г. первый поезд пришел в Красноярск. Несмотря на мороз, с утра жители города потянулись к вокзалу ждать поезд. К трем часам собралась огромная толпа. И вот мощное «Ура» полетело над привокзальной площадью, над опустевшим городом. Грянул марш, когда к перрону подошел в клубах морозного пара и дыма па­ровоз, украшенный флажками, гирляндами и лентами.

 

Ко времени прихода в Красноярск первого поезда он имел II православных церквей, в том числе два собора, а также два монастыря в окрестностях города (Успенский мужской и Знаменский женский), и на самой вершине Афонтовой горы высилась видная далеко отовсюду часов­ня, построенная золотопромышленником Кузнецовым. Среди храмов особенно выделялся Воскресенский собор, построенный в 1759 г., имевший замечательные релик­вии — вестовой колокол, данный специально «на Крас­ный яр» по указу государя, о чем свидетельствовала над­пись на колоколе. Очень красивым по архитектуре и по­золоченному убранству был Рождественский собор, вы­строенный по плану известного архитектора Тона на средства в основном, местного золотопромышленника Щеголева. Были в Красноярске церкви других конфессий, римско-католический костел, лютеранская (немец­кая) кирха, еврейская синагога. В ту пору имелось в го-поле 26 учебных заведений, 10 благотворительных и ле­чебных (причем, хочется отметить, что среди учебных, благотворительных и лечебных заведений на средства то­го же Щеголева и его потомков были открыты школы, богадельня, сиропитательный дом для детей). Дей­ствовали в городе более десятка различных обществ, благотворительных, любительских, профессиональных. Особенно выделялся активностью Красноярский отдел Императорского Московского Общества сельского хозяй­ства, действующий с 1890 г. Отдел успешно занимался повышением культуры земледелия, что было особенно важно при массовом переселенческом движении. Его экспонаты участвовали во Всемирной выставке в Амери­ке, в городе Чикаго. В Красноярске была устроена пер­вая в Восточной Сибири сельскохозяйственная и про­мышленная выставка.

 

Был в городе краеведческий музей, публичная и на­родная библиотеки с читальней. Работали четыре типо­графии, издавались газеты, печатались книги, открытки с видами города и окрестностей. На железнодорожном вокзале приезжих всегда ждали извозчики, готовые до­ставить пассажиров в любую из шести гостиниц.

 

В конце XIX в. один из историков писал, что «из замечательностей Красноярска нужно отметить железно­дорожный мост через Енисей... и частную библиотеку Юдина». Ажурный, почти двухкилометровый мост может оценить каждый проезжающий по железной дороге. Он был построен по проекту профессора Московского инже­нерного училища Л. Д. Проскурякова и по достоинству оценен на Всемирной выставке в Париже, награжден высшей наградой выставки, золотой медалью. Железо для моста изготовили на Нижнетагильских заводах. Всеми работами по сооружению моста руководил контр­агент инженер-механик Кнорре.

 

А вот со знаменитой библиотекой господина Юдина познакомиться сложнее — она в США, в библиотеке Конгресса. Г. В. Юдин, происходивший из купеческого рода, имел крупнейшее в России частное книжное собра­ние. Общее число книг в его библиотеке было почти 100 тысяч томов. Владельцу в целом собрание обошлось в полмиллиона полновесных дореволюционных рублей.

 

Для библиотеки Юдин построил на своей даче за горо­дом отдельное двухэтажное здание рядом с жилым до­мом. В библиотеке были представлены почти все прижизненные издания русских писателей и истори­ков XVIII-XIX вв., почти все журналы, выходившие с XVIII в. Много исторической и научной литературы Особенно был богат отдел литературы по Сибири. Ско­пилась огромная коллекция документов, множество ис­торических рукописей, около 6 тысяч частных архивов рукописей и автографов многих писателей, ученых, об­щественных деятелей.

 

В силу сложившихся семейных обстоятельств и по­шатнувшихся финансовых дел Юдин решил продать биб­лиотеку, но непременно в «одни руки», музею или библиотеке. Но покупателя не находилось, музеи и биб­лиотеки не имели таких огромных собственных средств. И вот после многолетней льстивой обработки («Вы при­обретете известность, которая дороже всяких денег»), переписки, уговоров Юдин согласился продать американ­цам свою уникальнейшую библиотеку за 100 тысяч руб­лей. И в феврале 1907 г. железнодорожный состав из пяти вагонов, где находились 519 ящиков с книгами и рукописями весом более 3073 пудов отправился из Красноярска в Гамбург, там ценный груз погрузили на океанский пароход и в апреле 1907 г., благодаря весьма щедрому дару, библиотека Конгресса США стала самым крупным в мире хранилищем литературы о России. Но «дар сибиряка Юдина нации США», как назвал это со­бытие Конгресс, не хранится уже по точному соблю­дению условий дарителя — его библиотека сейчас рас­пыляется по другим книжным хранилищам, некоторые книги идут на продажу, какие-то уничтожаются. Оче­видно, не все в истории России интересно американцам. И сейчас приходится только сожалеть, что Юдин не смог поступить «по русскому обычаю» - завещать, отдать в дар свое сокровище одной из отечественных библиотек, и мы лишились многих бесценных документов.

 

Красноярск — родина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Его предки — донские ка­заки, пришли в Сибирь вместе с Ермаком. И через все творчество художника прошел этот дух старинного каза­чества, независимости, бунтарства и патриотизма, во многих произведениях живут образы его детства, про­шедшего в Красноярске в крепкой и дружной патриар­хальной семье. Среди художественных произведений Су­рикова такие всем известные картины, как «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньши­ков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин» и другие — все его творчество тяготело к исто­рии Руси.

 

Жители Красноярска чтят память художника. В доме, где родился и провел детские годы Суриков, в столет­нюю годовщину со дня его рождения открыт мемориаль­ный музей. В сквере усадьбы дома в 1954 г. поставлен памятник — бюст художника, одна из центральных улиц города названа его именем, на здании школы, где учился будущий художник, установлена мемориальная доска.

 

Красноярск, как ни один из больших городов, распо­ложен в очень живописной местности. Его окрестности привлекают туристов со всей страны. К городу подсту­пают отроги Восточного Саяна и Кузнецкого Алатау, Енисейский кряж, государственный заповедник «Стол­бы». «Столбами» называют сиенитовые скалы причудли­вой формы, каждой из скал дано название: «Первый столб», «Второй», «Дед», «Бабушка», «Внучка», «Рука­вичка», «Перья», «Крепость», «Будда», «Дикарь», «Ка­барга» и другие. Прекрасны и пригороды Красноярска, в том числе и впадающая в Енисей горная речка Базаиха с беломраморными залежами, с суровыми и мрачными ле­гендарными скалами, такими, как обозримая из многих точек города черная конусообразная гора Такмак.

 

Сейчас Красноярск — самый крупный город Восточ­ной Сибири, ее главный промышленный центр. Еще с первых пятилеток работают заводы тяжелого машино­строения, к ним добавились эвакуированные с запада во время войны, выстроены новые крупные предприятия. Это металлообрабатывающие и машиностроительные, оборудование для сельского хозяйства и золотодобываю­щей промышленности. В Красноярске плавят алюми­ний, льют сталь, строят речные суда и автомобили, ком­байны и машины для лесной промышленности, выпуска­ют холодильники и телевизоры, стиральные машины и пианино, медицинские препараты и предметы бытовой химии, автомобильные шины и целлюлозу и многое дру­гое. Это центр мощной гидроэнергетики и лесопромыш­ленных предприятий.

 

Красноярск — город науки и высшего образования. Здесь работает более двадцати научных и научно-иссле­довательских институтов, десяток вузов, в том числе университет, несколько «технических» институтов, ме­дицинский, сельскохозяйственный и другие. Более двад­цати специальных средних учебных заведений.

 

Культурную жизнь Красноярска представляют музы­кальный и драматический театры, ТЮЗ и театр кукол Мировую известность получил хореографический ан­самбль «Березка». Встречают посетителей интересными экспозициями несколько мемориальных домов-музеев краеведческий музей, художественная галерея.

 

Много достопримечательностей увидит гость Красно­ярска и прямо на улицах города, на набережной Енисея. Благоустройство набережной ведется с начала пятидеся­тых годов, когда был построен «Дворец на Енисее» — грандиозный речной вокзал, модель которого демонстри­ровалась на Всемирной выставке в Брюсселе. Возле зда­ния вокзала на постаменте была установлена модель па­рохода «Святой Николай», на котором в Минусинск, в шушенскую ссылку отбыл Ленин. А в 1970 г. на вечный прикол у набережной стал и сам пароход, отреставриро­ванный в прежнем облике как музей. Пароход «Святой Николай» имеет богатую историю, не связанную с рево­люционным вождем. Вначале пароход помогал - строить железнодорожный мост через Обь, доставлял грузы, ма­териалы. Вскоре его купил известный иркутский про­мышленник и меценат А. М. Сибиряков. Александр Ми­хайлович был одержим проектами Северного морского пути и Обь-Енисейского канала, финансировал их ис­следования и строительство, сам пытался освоить эти водные пути. Он доказал, что и через недостроенные да­же каналы можно проводить довольно крупные суда. И его пароход «Святой Николай» из Оби прибыл на Енисей. В Красноярске пароход также помогал строить железную дорогу, возил грузы. Через некоторое время его купили строители Средне-Сибирского участка желез­ной дороги и пароход «Святой Николай» стал штабом строительства, на нем располагалась контора, а также каюты начальника строительства инженера Н. П. Меженина.

 

Перед Ачинском промелькнет за окном небольшая станция — ЧЕРНОРЕЧЕНСКАЯ. Она имеет интерес­ную историю и даже загадочную. Село Чернореченское Ачинского уезда располагалось по Сибирскому тракту на речке Черной, в болотистой таежной местности.

 

Основано село еще в начале XVIII в. В 1834 г. построена каменная церковь во имя архангела Михаила. Еще до ее постройки темной зимней ночью в Чернореченском неизвестно откуда появился колокол весом в со­пок два пуда — где лежал колокол, там и решено было поставить храм. 

Читать дальше

Категория: География Байкала | Добавил: anisim (27.07.2010)
Просмотров: 3056 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>