Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 26.06.2017, 15:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » По следам иркутской легенды (ч. 1)


Улица Николая Чернышевского - 2
...Уже в 10 часов вечера того же 28 сентября Чернышевский вновь в сопровождении жандармов мчался в повозке теперь по сибирскому тракту...
Это был четвертый подневольный приезд Черны­шевского в Иркутск. Первый раз он прибыл сюда 2 июля 1864 года, направляясь в сопровождении жандармов на семилетнюю каторгу...
Н. Г. Чернышевский родился в Саратове в 1828 году. Его отец — выходец из крепостных, человек высококультурный, настроенный весьма демократи­чески — сумел привить сыну горячую любовь к книгам, занятиям и пробудить его необыкновенные лингвистические способности, В 18 лет, в момент поступления в Петербургский университет, Николай Гаврилович знал одиннадцать языков. Студенческие годы стали, временем коренной переоценки миро­воззрения Чернышевского. Он понял гнусную рос­сийскую действительность, увидел страдания людей. Еще студентом университета Чернышевский писал в дневнике: «Вот мой образ мысли о России: неодо­лимое ожидание близкой революции и жажда ее...»
После окончания университета Чернышевский некоторое время был учителем у себя на родине, потом переехал в столицу, начал сотрудничать в журналах. Наиболее его активная деятельность раз­вернулась в журнале «Современник», впоследствии он стал его редактором. Чернышевский сплачивал вокруг журнала все революционные силы России; он стал их идейным вдохновителем и вождем.
Революционные демократы развернули свою деятельность и в других городах империи. В эти годы выкристаллизовывается мировоззрение Н. Г. Чернышевского. В своих поисках он опирался в основном на те же идейные источники, которые привели Маркса и Энгельса к материалистическо­му объяснению исторического процесса, к откры­тию закона развития человеческого общества. Чер­нышевский также критически переосмыслил немец­кую классическую философию, английскую класси­ческую политэкономию, западный утопический со­циализм и делал из них, вопреки авторам, револю­ционные выводы. В то время как капитализм в Рос­сии пускал лишь первые корни, Чернышевский по­нял его звериный, эксплуататорский характер, су­мел увидеть защитников — либералов. К. Маркс в «Капитале» дал высокую оценку Чернышевскому как экономисту и критику капитализма, указав, что «банкротство буржуазной политической экономии... мастерски показал... великий ученый и критик Н. Чернышевский».
В. И. Ленин, характеризуя роль и значение Чер­нышевского в революционном движении, писал; «Чернышевский был гораздо более последователь­ным и боевые демократом. От его сочинений ве­ет духом классовой борьбы... Он был замечатель­ным глубоким критиком капитализма, несмотря на свой утопический социализм».
Н. Г. Чернышевский, также как и А. И. Герцен, вплотную подошел к марксизму, но не смог под­няться до его теоретических высот в силу экономи­ческой отсталости России, отсутствия в стране про­летариата как самостоятельного, организованного класса и непонимания его исторической роли. По­этому-то революционные демократы оставались идеологами русского крестьянства и их путь к со­циализму был утопическим — через сельские об­щины.
Таковы в общих чертах особенности мировоз­зрения вождя революционной демократии в Рос­сии Н. Г. Чернышевского, выдвинувшего его в чис­ло крупнейших мыслителей своего времени.
Особенно революционно-бунтарское направле­ние принял «Современник» после обнародования царского манифеста 19 февраля 1861 года о так называемом «освобождении» крестьян. Статьи жур­нала разоблачали грабительский характер рефор­мы, говорили, что она проводится в интересах по­мещиков.
Поводом для ареста Н. Г. Чернышевского послу­жила его прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Она прямо призывала крестьян к восстанию.
7 июля 1862 года Чернышевский был заключен в камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Следствие тянулось почти два года. Но и в тюрьме Н. Г. Чернышевский не собирался скла­дывать оружие. В литературной и научной деятель­ности он проявил титаническую работоспособность. Николай Гаврилович написал свыше 200 авторских листов различного текста, среди них знаменитый роман «Что  делать?»  По случайному   недосмотру следственной комиссии и цензуры он был передан Н. А. Некрасову и напечатан в «Современнике». Этот роман о новых людях буквально потряс всю читающую Россию. Он стал как бы моральным и политическим завещанием автора, его наказом со­временным и новым поколениям революционеров.
7 февраля 1864 года Чернышевский был приго­ворен сенатом «За злоумышление к ниспроверже­нию существующего порядка» к лишению всех прав состояния, ссылке на каторжные работы сроком на 14 лет и пожизненному поселению в Сибири.

 

Категория: По следам иркутской легенды (ч. 1) | Добавил: anisim (10.07.2011)
Просмотров: 2149 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>