Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 19.04.2024, 14:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » По следам иркутской легенды (ч. 1)


Площадь Декабристов - 2
Воспитанник декабристов, друг А. Некрасова, И. С. Тургенева и М.Е. Салтыкова-Щедрина, извест­ный врач Н. А. Белоголовый пишет в своих воспоминаниях: «Алексею Петровичу — так звали Юшневского — было тогда за 50. Ровность его харак­тера была изумительная, всегда серьезный, он да­же шутил, не улыбаясь, и тем не менее в обра­щении его с нами мы постоянно чувствовали, хо­тя он нас никогда не ласкал, его любовное отно­шение к нам и добродушие. На уроках он был всег­да терпелив, никогда не поднимал своего голоса... Юшневский, кроме того, был хороший музыкант и слыл чуть ли не лучшим учителем для форте­пиано в Иркутске.. Если Юшневский нам импони­ровал своим обширным умом и сдержанностью, и мы питали к нему благоговейное уважение, не лишенное некоторого трепета, то с Борисовым у нас завязалась прямая и самая бесхитростная дружба... Он увлекся большой своей страстью к природе и к естественным наукам, которые изу­чил недурно, особенно растительное и пернатое царство Сибири, рисовал же он птиц и животных с замечательным мастерством... В жилище Борисо­ва нас всегда манила собранная им небольшая коллекция   сибирских  птиц   и   мелких   животных...»
В селе Олонки покоится прах поэта и большо­го друга А. С. Пушкина, героя Отечественной вой­ны 1812 года, В. Ф. Раевского. Рядом с ним погре­бены его жена и сын.
Раевский принимал участие в 11 сражениях, был награжден орденом и золотой шпагой. Человек прогрессивных взглядов, он был арестован за ан­тимонархическую агитацию среди военных. Пять лет он провел в Петропавловской крепости. Раев­ский был первым декабристом, лишенным чинов, дворянства и свободы еще до восстания на Сенат­ской площади.
В 1827 году его сослали в село Олонки, где он был записан «в окладе по крестьянскому зва­нию». Здесь он много времени уделял просвети­тельной деятельности, организовал училище для детей, а также школу для взрослых, стремясь вну­шить крестьянам, что «ученому везде легче». Ра­евский женился на местной крестьянке Середкиной, обучил ее грамоте. В Олонках он построил дом,  а  вокруг  него  разбил  большой  и  красивый сад. Стройные ели и тенистые акации этого сада сохранились до наших дней, После амнистии Ра­евский в 1858 году вернулся в Европейскую Рос­сию. Но прожил там недолго. Опять он увидел про­извол царизма, взяточничество, притеснение наро­да. Владимир Федосеевич вернулся теперь уже в родные Олонки, умер он в 1372 году. В наши дни имя Раевского носят школа и библиотека Олонок.
Центром культуры села Урик был большой дом Волконских, построенный в конце 1838 года. В 40-х годах декабристам разрешено было селиться в Иркутске. Волконские в 1845 году переехали сюда и поселились в своем новом доме. Вскоре этот дом, сейчас он находится в переулке, носящем имя Волконского, и дом Трубецкого — его нынеш­ний адрес: Дзержинского, 64 — превратились в центры общественной жизни Иркутска. Там устраи­вались литературные вечера, спектакли, концерты. Здесь проездом бывали И. И. Пущин, В. К. Кюхель­бекер, Н. А. Бестужев. Их посещали не только то­варищи по ссылке, но и все, кто принадлежал к культурному иркутскому обществу. Белоголовый пишет в своих воспоминаниях, что декабристы не кичились своим происхождением, не подчеркивали свое превосходство в обращении, а напротив, ста­рались искренне и тесно сблизиться с окружающи­ми и передать им свои познания. Все это вело к зарождению в обществе более смягченных нравов, развивало интерес к науке, литературе и искусству.
С. Г. Волконский, даже живя в Иркутске, не те­рял связи с крестьянами. Как вспоминал Белоголо­вый, он «...летом пропадал по целым дням на ра­ботах в поле, а зимой любимым его времяпрепро­вождением в городе было посещение базара, где он встречал много приятелей среди подгородних крестьян и любил с ними потолковать по душам об их нуждах и ходе хозяйства. Знавшие его горожане немало шокировались, когда, проходя в воскресе­нье по базару, видели, как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными хлеб­ными мешками, ведет живой разговор с обступив­шими его мужиками, завтракая тут же вместе с ни­ми краюхой серой пшеничной булки».
Большим уважением у крестьян в деревне Ма­лой Разводной за свою беззаветную и деятельную доброту пользовались декабристы Юшневский, Му­равьев, братья Борисовы. Они учили детей, лечили крестьян, оказывали им материальную помощь.
Категория: По следам иркутской легенды (ч. 1) | Добавил: anisim (10.07.2011)
Просмотров: 1780 | Рейтинг: 5.0/13 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>