Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 29.03.2024, 17:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 3
К инженерным сооружениям относятся тон­нели, галереи, мосты, виадуки, подпорные и оде­вающие стенки, каменные трубы, лотки для сброса паводковых вод и некоторые другие. По данным «Альбома типовых и исполнительских чертежей Кругобайкальской железной дороги», на западном участке было построено в 1902— 1905 гг. 38 тоннелей вместо первоначально на­меченных 332.
Среди них встречаются как весьма протяжен­ные — Каторжанский (600 м), так и совсем короткие — 20—30 м. Большей части тоннеля при­дан в поперечном сечении круговой профиль, применявшийся ранее в других частях России.
По предложению Управления по сооружению Сибирской железной дороги десять тоннелей были построены параболического профиля, ко­торый может использоваться в тех случаях, когда тоннель не подвергается боковому давле­нию грунта, что на Кругобайкальской дороге было редкостью. Все тоннели сооружены под два пути и, согласно технологии, обделаны ка­менной кладкой на цементном растворе.
В не­которых случаях, когда грунт оказывался доста­точно надежным, стены тоннелей оставались без обделки. Большая часть тоннелей пробивалась ручным способом, лишь иногда, в порядке экс­перимента, использовали «бурение при помощи электрических машин, которое хотя и было в 3—4 раза производительнее ручной проходки, но значительно удорожало строительство».
Все тоннели, за исключением части Шумихинского и Половинного, построены по так называемой бельгийской системе, т. е. с верхним направля­ющим ходом. Шумихинский и Половинный тон­нели из-за слабости грунтов прокладывались по австрийской системе, т. е. при верхнем и ниж­нем направляющих ходах производилась полная выборка всего профиля, после чего приступали к обделке, начиная с фундаментов и стен.
Порталы тоннелей оформлялись по несколь­ким принятым типам, в зависимости от того, в каком месте тоннель выходит наружу. Наибо­лее типичным образцом портала 1902—1905 гг. может служить восточный портал тоннеля на 144-м километре.
Он выполнен из тесаного гра­нита в форме равносторонней трапеции. Оголо­вок  тоннеля   (два  кольца  кладки  с  наружной стороны) кругового профиля имеет в верхней части замковый камень. На многих порталах над замковым камнем расположена гладко отесан­ная плита, на которой изображен либо знак МПС, либо годы строительства тоннеля. Декор портала ограничивается верхним поясом с зуб­чиками.
Характерно, что строители Кругобайкальской дороги стремились избежать последовательного повторения типов порталов, и, как правило, пор­талы, следующих друг за другом тоннелей име­ют различное оформление что создает извест­ное разнообразие при ограниченном количестве типов.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2089 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>